Административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости

Оглавление

Что такое кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость — показатель, который указывается в кадастровом паспорте недвижимости: квартиры, дома, коммерческого или промышленного здания, земельных участков с разным видом разрешённого строительства. Во время совершения купли-продажи, дарения, страховании, инвестировании, получения кредита под залог недвижимого имущества она не фигурирует. Так на чём основан такой повышенный интерес к кадастровой стоимости и стремление собственников оспорить её?

Стоимость, указанная в Государственном кадастре, необходима в ряде других ситуаций:

  • При расчёте земельного налога и налога на имущество.
  • При выкупе недвижимости у ДГИ, государства.
  • При установлении величины арендной платы.

Самая частая причина, по которой собственник решает оспорить кадастровую стоимость, — это резко возросший после 1 января 2016 года налог на землю и имущество.

На заметку! Именно с этой даты вступили в силу изменения в НК РФ . Согласно им, налог на имущество стал рассчитываться, исходя из кадастровой стоимости. Ранее для этого использовали инвентаризационную стоимость.

Пересмотр особенностей расчёта налога продиктован стремлением государства больше пополнять бюджет. При определении инвентаризационной стоимости учитываются только материальные характеристики объекта недвижимости: цена строительных материалов, перекрытий и т.п. Такой подход как бы уравнивает по ценности квартиры в центре города и на окраине. Кадастровая стоимость иная. Она определяется с учётом не только технических особенностей, но и престижности района, инфраструктуры, транспортной доступности и других факторов. Это значит, что по новым правилам собственник одинаковых квартир в центре и на окраине платят разные налоги, так как кадастровая стоимость объектов недвижимости разная.

Но зачастую стоимость в кадастровом паспорте завышена, хотя она должны быть приближена к рыночной. Такое несоответствие и толкает собственников на оспаривание кадастровой стоимости. Как показывает практика, их инициатива оборачивается положительными результатами. В большинстве ситуаций кадастровая стоимость уменьшается и устанавливается на уровне рыночной.

Нюансы оставления административного искового заявления

Этот документ нужен при судебном оспаривании кадастровой стоимости. Решая обратиться в судебный орган, Вы должны знать несколько моментов:

  • Заявления об оспаривании кадастровой стоимости подаются в суд общей юрисдикции и должны быть им рассмотрены в течение 2 месяцев .
  • Подаче заявления должны предшествовать независимая оценка и экспертиза СРО, так как отчёт об оценке и положительное заключение от эксперта должны быть приложены к заявлению.
  • Административный иск необходимо подать не позднее 5 лет после последней государственной кадастровой оценки. Такое ограничение связано с тем, что плановый пересмотр стоимости проводится каждые 3 или 5 лет .

Прежде, чем подать в суд подготовленное исковое заявление, необходимо удостовериться, весь ли пакет документов собран.

Виды административного искового заявления

В иске собственник может отразить разные требования, которые и предопределяют его вид. В сегодняшней практике выделяют заявления с требованием:

  • Об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной.
  • Пересмотра кадастровой стоимости в связи с тем, что выявлена недостоверность информации об объекте недвижимости.
  • Об оспаривании решения или бездействия комиссии.

В зависимости от вида АИЗ (административного искового заявления) будет зависеть алгоритм судебного разбирательства.

На заметку! Требования истца о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться согласно 25-ой главе КАС РФ , а требования об оспаривании решения Комиссии (или её бездействия) — согласно 22-ой и 25-ой главе Кодекса.

Документы, которые необходимо приложить к исковому заявлению

  • Выписка из ЕГРН или справка о кадастровой стоимости. Она необходима для того, чтобы поставить суд в известность, о какой оспариваемой величине идёт речь. Выписку заказывают на сайте Росреестра или обратившись в территориальный орган. Как правило, она готовится 3 дня .
  • Документ, который подтверждает наличие права собственности на недвижимость (свидетельство).

На заметку! Нужна его копия, заверенная нотариусом.

  • Отчёт, составленный независимым оценщиком и содержащий информацию о рыночной стоимости земельного участка, квартиры, дома.

    Важно! При оценке должна определяться рыночная стоимость не на текущую дату, а на тот момент, когда была установлена кадастровая стоимость. Отчёт об оценке необходимо приложить к исковому заявлению с требованием об уравнении рыночной и кадастровой стоимостей.

  • Положительное заключение СРО, членом которого является оценщик, проводивший независимую оценку.
  • Документ, подтверждающий наличие ошибок при установлении кадастровой стоимости. Он прикладывается к исковому заявлению с требованием пересмотра стоимости в связи с тем, что при его установлении использовались недостоверные сведения.
  • Квитанция об оплате госпошлины.
  • Если собственник взаимодействует с судом через адвоката, то необходимы и документы, которые подтверждают статус и полномочия представителя.
  • Если в деле участвуют другие лица, то к исковому заявлению должны быть прикреплены и уведомления о вручении им АИЗ и копий приложенных документов.
  • Собственник может дополнить список и дополнительной документацией, если считает, что она способна повлиять на положительный результат рассмотрения заявления. Судом АИЗ, по закону, должно рассматриваться в течение 2 месяцев . Если подаётся исковое заявление с требованием об оспаривании решения Комиссии, то документы должны быть рассмотрены в течение 1 месяца . Собственнику необходимо будет участвовать на судебных заседаниях. Очень часто необходимо и участие независимого оценщика, который должен объяснить некоторые моменты из отчёта, поэтому важно при выборе оценочной компании выяснить, входит ли в услугу их специалистов участие в суде.

    Нюансы заполнения административного искового заявления

    При составлении искового заявления в суд общей юрисдикции, необходимо уделить большое внимание «телу» документа, которое идёт после его заголовка. В нём должны обязательно содержаться следующие сведения:

    • Название суда. По закону АИЗ может быть подано в областной, краевой или республиканский федеральный суд.
    • Данные собственника (административного истца): ФИО, адрес регистрации и проживания, телефоны.
    • Данные административного ответчика — филиала Росреестра (адрес).
    • Размер госпошлины.
    • Полная информация о земельном участке, здании, квартире, доме или другого объекта, кадастровая стоимость которого оспаривается.
    • Реквизиты того документа, в соответствии с которым была назначена текущая стоимость.
    • Реквизиты проведённой оценки (информация указывается, если предъявляется требование об установлении кадастровой стоимости на уровне рыночной).
    • Информация о недостоверной информации или ошибочных данных.
    • Блок с прошением об установлении правильной кадастровой стоимости и внесении их в ЕГРН.
    • Ссылки на действующее законодательство. Эта сфера регулируется положениями ряда кодексов РФ (Земельного, Жилищного), федеральными законами ( ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности», ФЗ № 237 «О государственной кадастровой оценке» и др.). В исковом заявлении должны содержаться ссылки именно на них.
    • Перечень прикреплённых документов.
    • Дату и подпись собственника.

    Для правильного и полного составления АИЗ рекомендуем обратиться к опытному юристу. Помощь профессионала — гарантия того, что документ будет составлен юридически грамотно и не будет возврата заявления без рассмотрения существа дела.

    Подача правильно заполненного АИЗ — отправная точка в деле по оспариванию кадастровой стоимости Вашей недвижимости. От того, как полно Вы сформировали доказательную базу, зависит решение суда. Если государственный орган вынесет решение в Вашу пользу, то будет установлена объективная кадастровая стоимость, внесены соответствующие изменения в реестр. Для собственников это также означает снижение налога на имущество и землю. Как показывает практика, после оспаривания кадастровой стоимости им удаётся снизить налоговое бремя на 50–70% , в зависимости от вида недвижимости и региона.

    Почему за услугой составления административного искового заявления об ОКС стоит обратиться именно к нам?

    • Позвонив в нашу компанию, Вы напрямую выходите на связь со специалистом. Вам не нужно по несколько раз объяснять Вашу проблему и бесконечно долго слушать мелодии в Вашем телефоне.
    • Именно Вы выбираете день и время осмотра объекта экспертизы и оценки. Вам не нужно переносить какие-либо дела. Мы приедем, когда Вам будет удобно.
    • Качество. В нашей компании каждое заключение перед печатью проходит двух-этапную проверку на соответствие стандартам экспертной деятельности — проверяется ведущим экспертом и руководителем организации.

    Вам нужно административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости?
    Просто пришлите по электронной почте Ваш запрос
    или позвоните нам по телефонам:

    Или воспользуйтесь удобной формой онлайн заявки:

    Что нужно знать при оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, как ее уменьшить

    Кадастровая стоимость недвижимого имущества устанавливается государством и влияет на многие финансовые вопросы, связанные с использованием недвижимости. Зачастую она завышена. Пользователи и собственники недвижимости заинтересованы в реальной стоимости для:

    • установления меньшего размер земельного налога;
    • определения меньшей выкупной цены за земельный участок при приобретении в собственность;
    • расчета меньшей арендной платы;
    • формирования меньшего размера налога на имущество организаций;
    • иных ситуаций.

    С начала 2015 года налог на недвижимое имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому у собственников появится прямая заинтересованность в установлении адекватной стоимости и на квартиры. Правда, не все регионы еще перешли на такой расчет налога, но к 2020 году он будет по всей РФ.

    Бывают случаи, когда наоборот собственник заинтересован в ее увеличении (в основном это связано с судебными спорами относительно прав на недвижимость, вопросами кредитования и залога, определения размера страховых выплаты, сумм материального ущерба и пр.). Так или иначе, ставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости может заинтересованное лицо, которым может являться:

    • собственник земельного участка;
    • хозяин квартиры;
    • арендатор земли;
    • собственник квартиры;
    • собственник нежилых зданий, сооружений, строений;
    • арендатор нежилых помещений;
    • претендент в правах на недвижимость (например, лицо, обратившееся в муниципалитет за выкупом земельного участка), бывший собственник земли (который, допустим, пересматривает размер налогов) и др..

    Как показывает практика, наиболее часто интерес оспаривания проявляется в отношении земельных участков.

    Как определить необходимость оспаривания

    • получив справку о кадастровой стоимости в кадастровой палате;
    • войдя на сайте росреестра в разделе «Публичная карта» (в поисковом поле ввести кадастровый номер земельного участка, после чего участок будет отображен на карте с описанием, в том числе со стоимостью);
    • рассчитав самостоятельно, сопоставляя сведения своего земельного участка (площадь, категория земель и место нахождения) с данными постановления губернатора об утверждении результатов оценки.

    Далее необходимо обратиться в оценочную компанию, где ориентировочно Вам скажут соответствует ли цена земли рыночной или нет. После этого можно принимать решение о целесообразности ее уменьшения.

    Способы снижения кадастровой стоимости

    В соответствии с законодательством существует два способа изменения:

    • через комиссию по переоценке;
    • в судебном порядке.

    Забегая вперед скажем, что наиболее эффективным способом является обращение в суд, так как комиссии это по сути тот же административный орган, который заинтересован в оставлении ранее утвержденного результата кадастровой оценки. Хотя формально законом устанавливается, что комиссия по спорам состоит из независимых и незаинтересованных членов, в то же время практика оспаривания насчитывает редкие случаи, когда принимают сторону правообладателей, оставлении прежней кадастровой стоимости. Тем не менее, рассмотрим поподробнее указанные процедуры изменения стоимости земли.

    Уменьшение стоимости в комиссии

    В каждом регионе России создается специальная комиссия по оспариванию кадастровой стоимости. В указанную структуру могут обращаться как юридические, так и физические лица – собственники или иные правообладатели недвижимости.

    С 2015 года для организаций ввели обязательной такую процедуру в комиссию перед обращением в суд. Для граждан и индивидуальных предпринимателей такой обязанности нет, это их право. Поэтому в целях экономии времени и сил физлицам лучше сразу обращаться в суд, минуя спор в комиссии. Срок обращения — в течение пяти лет с момента утверждение результатов кадастровой оценки и до утверждения очередной оценки.

    Кадастровая стоимость земли оспаривается по двум основаниям:

    • недостоверные сведения, учтенные при кадаст.оценке (чаще всего это касается строений, сооружений нежели земельных участков);
    • уравнивание кадастровой стоимости земли с её рыночным уровнем.

    Для начала работы комиссии Росреестра необходимо подготовить документы и подать заявление. Форма заявления о пересмотре цены является свободной. К нему прикладывается:

    • нотариально заверенные документы на землю (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, аренды и прочее, что подтверждает право на землю заявителя);
    • отчет оценщика, в котором четко установлена рыночная стоимость участка и которая отличается от кадастровой (в письменном виде и в электронной форме);
    • экспертиза отчета оценщика как на бумаге, так и на диске (проводится союзом оценщиков и такая экспертиза подтверждает, что отчет о рыночной оценке обоснованный) ;
    • информация о недостоверных сведениях, использованных при кадастровой оценке (предоставляются, если кадаст.оценка обжалуется на этом основании, а не по уровню рыночной стоимости);
    • кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости.

    Без указанных документов заявление рассматриваться не будет.

    Участие гражданина или юридического лица на заседание комиссии не предусматривается. Свое решение она выносит в течение одного месяца. Результатами работы комиссии могут быть:

    • отклонение заявления;
    • изменение стоимости.

    Если решение комиссии будет положительным, то она сама направляет необходимые сведение в кадастровый орган, где вносятся изменение в кадастр.

    Об отрицательном результате приходит уведомление. После его получения, в случае несогласия с решением комиссии, заявитель может обжаловать его в суде или непосредственно обратиться в суд с требованием об изменении кадастровой стоимости (не ссылаясь на решение комиссии).

    Уменьшение стоимости в суде

    Порядок снижения в суде не предусматривает обязательного предварительного обращения в комиссию по оценке только для граждан. Юрлица должны предварительно обратиться в комиссию, иначе делу ходу не будет.

    С 2015 года дела о кадастровой стоимости (так называемые административные дела) рассматривают областные, краевые, республиканские федеральные суды. В суд можно обратиться в любое время с момента утверждения оспариваемой стоимости и до утверждения следующей оценки.

    Прежде чем обратиться в суд необходимо оформить административный иск и приложить необходимые документы. Исковое заявление желательно подготовить с помощью квалифицированного юриста, так как при его составлении требуются знания процессуального законодательства и их несоблюдение может привести к проигрышу.

    В исковом заявлении обязательно необходимо указать:

    • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, площадь и пр.);
    • данные кадастровой стоимости (размер и дата внесения в кадастр);
    • результаты рыночной стоимости объекта недвижимости (рыночная стоимость должна сильно разниться от кадастровой, иначе в удовлетворении иска могут отказать, например, если рыночная стоимость отличается на 1-10 процентов, то шансов на выигрыш в суде мало);
    • в чем конкретно заключается нарушение прав собственника или пользователя (высокий налог, арендная плата и пр.).

    Административным исковым заявлением оспаривается именно стоимость и поэтому в просительной части иска указывается на необходимость установления рыночной стоимости вместо имеющейся кадастровой. Важно знать, что оспаривать необходимо не по состоянию на любое число, а именно на дату утверждения результатов кадастровой оценки постановлением главы субъекта РФ. Но имейте в виду, что все последствия изменения кадастровой стоимости начинают течь с 01 января того года, в котором было подано заявление в суд.
    К исковому заявлению обязательно прилагается следующий пакет документов:

    • государственная пошлина в размере 2 000 рублей — для организаций, 300 руб. — для граждан (если она оплачивается от имени дольщиков, то ее размер делится между ними в равных частях)
    • копии документов на недвижимость (свидетельство, правоустанавливающие документы, договор аренды (если не в собственности))
    • копию отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка (в бумажном и электронном формате). Желательно чтобы оценка для оспаривания стоимости была выполнена известной в регионе организацией с солидной репутацией
    • заключение экспертизы вышестоящей организацией оценщиков (саморегулирующей организацией) о том, что отчет оценщика соответствует правовым нормам. Обычно сам оценщик и организует проведение экспертизы, так как он состоит в саморегулирующей компании и у него должны быть налажены соответствующие связи. Заключение представляется в письменном и в электронном виде;
    • справку о кадастровой стоимость недвижимости;
    • данные о недостоверных сведениях, использованных в ходе кадастровой оценке (при обжаловании по основанию недостоверных данных оценки);
    • почтовые квитанции об отправлении заявления в комиссию и копия ее решения. Это обязательно для юрлиц;
    • другие процессуальные документы, исходя из индивидуальности случая.

    К участию в деле необходимо привлечь в качестве административного ответчика кадастровую палату, Росреестр и орган субъекта РФ, который утверждал результаты кадастровой оценки в конкретном регионе (обычно это правительства и администрации республик, областей, краев, комитеты, департаменты и управления по имуществу, земельным отношениям и пр.). Здесь можно скачать список ответчиков и нормативных актов по утверждению кадастровой стоимости в каждом регионе РФ.

    В качестве третьих лиц привлекают местную администрацию, соседей по участку, бывших собственников и пр., то есть всех кто может иметь интерес к спору. Исковое заявление адресуется и направляется в областной (краевой, республиканский) суд. Раньше такие споры рассматривал арбитраж.

    Как и при работе комиссии в суде оспаривается не только сама стоимость, приравниваемая к уровню рыночной, но и на основании недостоверных сведений, использованных при оценке.

    Если оценка недвижимости проведена серьезной организацией и профессионально, то дело в основном выигрышное. Важно, что бы рыночная оценка была сделана на дату утверждения кадастровой оценки. Вся эта информация содержится в постановлении главы субъекта РФ.

    Ведение дела в суде можно вести самому, а можно поручить представителю по доверенности. Но такое лицо должно иметь высшее юридическое образование иначе его не допустят к делу.

    Судебное оспаривание может свестись к рассмотрению имеющихся материалов дела, а если спор бурный, то, возможно, будет назначена судебная экспертиза, не смотря на то, что в деле имеются и отчет оценщика и экспертное заключение союза оценщиков. В суд могут пригласить специалиста по вопросам оценки, не исключено, что вызовут оценщика, отчет которого представлен с иском.

    Судебная практика говорит, что в основном ответчик в суде не возражает против требований собственника (арендатора). В этом случае рассчитывать на возмещение судебных расходов (уплата госпошлины, проведение оценки, экспертизы, изготовление нотариальной доверенности и пр.) не придется.

    Если же административный ответчик выступает против истца, то при удовлетворении иска с него можно смело взыскивать все судебные издержки.

    После вступления в силу судебного постановления кадастровая палата должна самостоятельно производить внесение изменений в кадастр (так как в их адрес суд направляет копию решения).

    Однако следует перестраховаться и самим обратиться в кадастровый орган с заявлением о внесение изменений в гос.кадастр. К заявлению необходимо приложить копию судебного акта.

    В настоящее время в госдуме находится законопроект о приостановлении возможности оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Если этот закон пройдет, то с 01.01.2017 г. и по 01.01.2020 г. обращаться с переоценкой кадастровой стоимости будет нельзя, так как индивидуальную оценку объекту недвижимости (необходимую для судебного спора) планируется поручать госструктурам, которые и будут формироваться в указанный период.

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости: образец. Требования к оформлению заявления о пересмотре кадастровой стоимости

    В последние 6-8 лет государственная оценка является одной из самых острых проблем владельцев недвижимости. Определённая при непосредственном участии Росреестра кадастровая стоимость, как правило, завышена в 60% случаев. В результате с собственников и арендаторов взимаются чрезмерно большие платежи, что приводит к ущемлению их интересов.

    Однако действующие сегодня нормативные акты позволяют успешно оспорить стоимость недвижимости в ГКН. В настоящей статье описаны особенности и правила пересмотра, а также представлены образцы заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.

    Нормативно-правовая база

    При решении вопроса об изменении кадастровой цены объектов недвижимости необходимо опираться на следующие нормативные акты и судебные решения:

    • Кодекс об административном судопроизводстве РФ (КАС РФ).
    • Земельный кодекс РФ (ЗК РФ).
    • ФЗ от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «O государственных кадастровых оценках недвижимости» (вступил в законную силу с января 2017 г.).
    • Постановление Правительства РФ № 316 «Правила проведения оценки земель».
    • Федеральный стандарт проведения оценки (ФСО).
    • Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. № 36 и № 28 от 30.06.2015 г.
    • Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 г. по делу № А27-4849/2010.

    Понятие кадастровой стоимости

    Согласно законодательству, кадастровая стоимость — это расчётная величина, устанавливаемая по результатам государственной оценки с учётом целевого назначения и местонахождения недвижимости.

    Определение стоимости объектов проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства РФ. Также следует учитывать, что ЗК РФ позволяет регионам утверждать средние показатели по каждому муниципальному району.

    Кадастровую стоимость применяют для расчёта налоговых и арендных платежей, цены выкупа. Из-за использования метода массовой оценки (без учёта индивидуальных характеристик объекта), она сильно отличается от рыночных цен в большую или меньшую сторону.

    С вступлением в силу с 01.01.2017 г. ФЗ № 237 был объявлен переходный период и кадастровую стоимость недвижимости «заморозили» до 01.01.2020 г. До наступления этого срока для расчётов используется показатели по состоянию на 01.01.2014 г. Вместе с тем «заморозка» не препятствует заинтересованным лицам обратиться с заявлением о корректировке государственной цены на недвижимость.

    Основания для пересмотра стоимости недвижимости

    Результаты ГКО объектов могут быть пересмотрены или оспорены, если они каким-то образом затрагивают интересы заинтересованных лиц. Например, из-за недостоверного определений стоимости земельного участка собственнику начисляется неподъёмный налог.

    В образцах заявлений по пересмотру кадастровой стоимости, как правило, указывают следующие причины:

    1. Недостоверные сведения о недвижимости, использованные в процессе её оценки. При этом под недостоверностью следует понимать выявленное искажение (намеренное или случайное) информации о характеристиках, состоянии, местонахождении объекта. В частности, это могут быть:

    • Неправильное определение категории или вида использования.
    • Игнорирование индивидуальных показателей, негативно влияющее на его действительную стоимость.
    • Недобросовестность коммерческих оценщиков.
    • Неполнота и неточность данных кадастра.

    2. Необходимость установить в отношении объекта его рыночную стоимость на дату, по состоянию на которую был получен результат оценки ГКН.

    Федеральный закон позволяет оспорить стоимость в комиссии по рассмотрению спорных ситуаций при Росреестре или в суде общей юрисдикции.

    Стороны спора

    Подать заявление о пересмотре результата определения кадастровой стоимости могут следующие лица:

    • Собственники объектов недвижимости, в том числе долевые.
    • Лица, владеющие участками на праве постоянного пользования или наследуемого владения.
    • Арендаторы недвижимого имущества при условии, что размер платы рассчитывается исходя из цены, указанной в госкадастре.
    • Бывшие владельцы недвижимости, если сведения ГКН как-то затрагивают их интересы, как налогоплательщиков.

    При обращении в суд в качестве административного ответчика указывают одного из субъектов:

    • Орган (министерство, департамент, управление) исполнительной власти, утвердивший результаты кадастровой оценки, и орган, проводившие её.
    • Органы, обладающие полномочиями по исправлению кадастровой или технической ошибок. Они указываются в исках об оспаривании результатов оценки в связи с недостоверной информацией об объекте оценки.

    Как показывает практика, надлежащим ответчиком будет являться Департамент (Министерство) имущественных отношений региона. Также к делу потребуется привлекать третьих лиц. Ими могут быть:

    • Министерство экологии и природопользования (природных ресурсов) субъекта РФ.
    • Территориальное отделение Росреестра.
    • Филиал Федеральной кадастровой палаты по региону.
    • Администрация муниципального района или сельского поселения,
    • ИФНС России по области/краю/республике.

    Порядок обращения в комиссию

    В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития России, комиссии формируются и действуют при Территориальных Отделах (ТО) Росреестра субъектов РФ.

    Комиссия имеет следующий состав:

    • Представители органов исполнительной власти региона.
    • Уполномоченные сотрудники ТО Росреестра.
    • Делегаты от союза предпринимателей.
    • Члены СРО оценщиков.

    В комиссию направляется заявление с указанием причин, по которым показатели ГКН должны быть скорректированы. Форма заявлений о пересмотре кадастровой стоимости приведена ниже.

    Заявление не рассматривают в случае:

    • Отсутствует документы, необходимые для разрешения спора, либо они поданы в неприемлемом виде (ксерокопия, с письменными исправлениями и т.д.).
    • Пропущен срок давности. В образцах заявлений по пересмотру кадастровой стоимости по этому основанию истцы ссылаются обычно на то, что срок начал течь с момента, когда им стало известно о неправильной цене в ГКН.
    • Оспариваемая цена недвижимости объекта ранее была установлена равной рыночной.

    Обращение рассматривается в течение календарного месяца со дня поступления. О дате проведения заседания комиссии заявителя должны уведомить заранее. Он также вправе присутствовать и устно пояснить свои доводы. После рассмотрения заявления, изучения документов и доводов комиссия решает вопрос о пересмотре кадастровой цены или об отказе в удовлетворении требований. В случае положительного решения в ФГБУ «ФКП Росреестра» направляется соответствующее уведомление.

    Заявитель вправе обжаловать отказ комиссии в судебном порядке.

    Перечень документов

    В зависимости от способа изменения кадастровой стоимости различается набор документов, требуемых для подтверждения своих требований.

    При обращении в комиссию при Территориальном отделе Росреестра потребуется:

    • Правоустанавливающий документ на предмет оценки. В ЕГРП на момент подачи заявления должна присутствовать запись о наличии права заявителя.
    • Справка о результате оценки (выписка из ЕГРН). Также кадастровую стоимость в Росреестре можно узнать путём заказа справки о стоимости объекта, кадастрового паспорта.
    • Доказательства недостоверности сведений, которые учитывались при определении его стоимости в ГКН.

    При обращении в комиссию экспертное заключение о рыночной цене объекта недвижимости необязательно.

    Более объёмный пакет документов необходимо собрать при пересмотре стоимости в судебном порядке. В него, помимо перечисленных выше, входят:

    1. Заявление по пересмотру кадастровой стоимости объекта недвижимости, составленное с учётом ст. 125 КАС РФ. В частности, документ должен содержать:

    • Сведения о заявителе и ответчике, включая известные контактные данные.
    • Описание объекта, цена которого пересматривается.
    • Указание на нарушенную норму права, пояснение обстоятельств, обосновывающих мнение истца.

    2. Заключение эксперта (оценщика) о величине рыночной стоимости на бумажном носителе, а также в электронном виде.

    3. Подтверждение допущенной в процессе ГКО технической ошибки.

    4. Решение комиссии (при наличии).

    5. Квитанция (платёжное поручение) об оплате госпошлины. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ административный истец обязан внести денежные средства за каждый объёкт, стоимость которого оспаривается.

    Особенности заявления о пересмотре стоимости недвижимости в судебном порядке

    При оспаривании цены необходимо правильно формулировать претензии. В своём заявлении в суд о пересмотре кадастровой стоимости заинтересованное лицо может выдвинуть одно из следующих требований:

    1. Установить в отношении недвижимости цену аналогичную рыночной. Дела по таким обращениям рассматриваются по правилам гл. 25 КАС РФ.

    2. Изменить кадастровую цену в связи с выявлением недостоверной информации, которую использовали в процессе ГКО.

    3. Оспорить (отменить полностью или частично) решения комиссии. Дело разрешают с учётом норм гл. 22 и 25 КАС РФ.

    Суды особо отмечают, что пересмотр кадастровой стоимости земельных участков не может быть совмещён с имущественными требованиями (пересмотр налоговых или арендных платежей, взыскание ущерба).

    Ниже представлен образец заявления о пересмотре кадастровой стоимости, составленного с учётом требований КАС РФ и Постановлений Пленума ВС РФ.

    Приведённая форма позволяет составить обращение как по вопросу изменения кадастровой цены на рыночную, так и в случае обнаружения технической ошибки или недостоверности.

    Процедура рассмотрения обращения

    Судебные дела по пересмотру кадастровой стоимости рассматриваются по правилам административного судопроизводства в судах регионального уровня (верховный суд республики, областной суд и др.). Иск об изменении цены недвижимости в связи с недостоверностью сведений должен быть рассмотрен в течение 2 месяцев, а дело об оспаривании решений комиссии — в 1 месяц.

    В процессе рассмотрения дела заявитель должен подтвердить все свои доводы, изложенные в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости. В подобного рода спорах главная роль в доказывании отводится письменным свидетельствам — документам, фотографиям, а также заключениям приглашённых специалистов.

    После завершения процесса вступившее в силу решение суда позволит внести изменения в ЕГРП.

    Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земли

    об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

    1. Истец, на основании ___________________________________________ от ______________ №__________ приобрел в собственность земельный участок кадастровый номер 34:34:030108:176, площадью 1514 кв.м., расположенный по адресу: ———————————————-, на котором расположена принадлежащая ему производственная база.

    Учитывая, что истец является собственником данного земельного участка, он является плательщиком земельного налога.

    В соответствии со ст. 390 НК РФ, для земельного налога, налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков.

    Таким образом, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка, определенная на 01.01.10, не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права истца, так как ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога за принадлежащий ему земельный участок.

    2. Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

    В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    Таким образом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

    При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

    Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, государственная кадастровая оценка, в том числе земель городских поселений, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

    Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №255 (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

    Кроме того, согласно п. 3 действующего в настоящее время федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО №4), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 №508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

    Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям (как действующее на момент проведения оценки, так и действующее в настоящее время), не только не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, но и прямо предусматривает такую возможность. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

    3. Законом №167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения и положения которой вступили в силу лишь в сентябре 2010 года.

    Согласно частям 1 и 2 ст. 5 Закона №167, его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

    Таким образом, нормы Закона №135-ФЗ в редакции Закона №167-ФЗ устанавливающие специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения на правоотношения по установлению кадастровой стоимости арендуемого истцами земельного участка не распространяются, следовательно истец воспользоваться механизмом Закона №167-ФЗ не может.

    В то же время, согласно п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

    Таким образом, единственным способом защиты нарушенного права для истца в данном случае, является обращение в суд.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 66 ЗК РФ, п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №913/11,

    Образец правильного заполнения административного искового заявления

    Административное исковое заявление представляет собой документ с четко прописанным порядком составления и формой. Как составить его правильно?


    При составлении необходимо опираться на ст. 125 КАС РФ , информирующую истца о ряде сведений, которые необходимо указывать:

    • название судебной инстанции, в которую он подает заявление;
    • ФИО заявителя, ткущий адрес проживания;
    • ФИО непосредственно ответчика (если имеется информация — его адрес проживания, максимум контактных данных);
    • причина обращения: что сделал ответчик, какие права, свободы, интересы истца были нарушены;
    • требования к суду по данному делу с доказательствами правоты и твердыми основаниями;
    • перечень прилагаемых документов;
    • свидетельство (квитанция) об уплате госпошлины.

    После всего ставится дата и подпись.

    Важно: при возникновении ситуации, когда гражданин по каким-то причинам (обязательно объективным) не может самостоятельно подать заявление и делает это через третье лицо (например, прокурора), необходимо указать основание для этого и приложить соответствующие документы.

    Об оспаривании решений судебного пристава

    Если гражданин не согласен с решением судебного пристава, ему предоставляется срок в 10 дней на то, чтобы подать иск на оспаривание. Этот срок начинает действовать с того дня, как он узнал о результате, по его мнению, нарушающем его права и интересы.

    Если человек не успел вложиться в эти 10 дней, единственное, что может вернуть срок, это оформление ходатайства, без которого суд имеет полное право отказать.

    Иск надо подать в районный суд. Все заявления такого рода рассматриваются в течение 10 дней.

    Срок может возрасти в среднем до месяца, в случае, если в судебной инстанции возникнут трудности, связанные с требованиями, выдвинутыми в иске.

    Далее возможен ряд вариантов результата:

    • судом назначается дата рассмотрения;
    • суд может оставить заявление без движения;
    • возможный возврат иска;
    • отказ.

    Очевидно, что истец ожидает первого исхода. При этом, ему можно даже не присутствовать на непосредственном заседании: оно будет проведено в любом случае, а за него может выступить третье лицо, но тогда будет необходимо предоставить доверенность.

    Если обращение одобрят, истец будет оповещен приставом о выполнении постановлений по делу не более, чем через месяц после вступления оспаривания в силу. При отказе у гражданина есть месяц, чтобы обжаловать решение.

    Возражение по кадастровой стоимости

    В первую очередь, возражение по кадастровой стоимости должно пройти через созданную для рассмотрения споров специальную комиссию, на которой обязательно должен присутствовать представитель Росреестра. Требование гражданина о снижении стоимости может быть отклонено, при этом комиссия обязана уведомить его, а также местный орган самоуправления.

    В таком случае у него есть право подать административный иск.

    В большинстве своем для заполнения возражения используются типовые бланки. Вслед за ним может пойти заявление о бездействии комиссии, если владелец недвижимости так и не был оповещен о результатах рассмотрения.

    Прикладывается документ, ранее принятый комиссией, в котором должны быть указаны: дата, номер, место принятия и соответствующие нормативные акты.

    В требуемую документацию также входят (в зависимости от конкретного случая):

    • кадастровое свидетельство из Росреестра, подтверждающее стоимость недвижимости;
    • заключение экспертной комиссии о реальной стоимости;
    • документы, доказывающие недостоверность информации или наличие технической ошибки;
    • копия правоустанавливающего документа, заверенная у нотариуса.

    С того момента, как комиссия вынесла решение, у гражданина есть три месяца, чтобы подать заявление. Важно: обязательным условием является приложение квитанции об оплате пошлины.

    Подача административного искового заявления на судебного пристава-исполнителя


    15.09.15 года в силу вступило постановление, по которому обжалование деятельности судебного пристава требует обращения в суд с административным иском. Заявление оформляется строго в соответствии с указанными в ст.220 Кодекса административного судопроизводства РФ требованиями.

    У заявителя есть 10 дней на подачу этого иска об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, начиная с того момента, когда он был оповещен о нарушении его интересов и прав. Если срок пропущен, также понадобится ходатайство на возмещение этого срока.

    Сам иск надо подать в районный суд — непосредственное место работы судебного пристава.

    Такого рода заявления суд рассматривает порядка 10 дней, однако, период может быть увеличен до месяца по решению суда в сложных ситуациях, требующих долее долгого анализа требований.

    Суд заранее оповещает всех лиц, принимающих участие в том или ином деле, о месте и времени проведения заседания. Рассмотрение административного дела не будет отложено, даже если ни один из участников не явится.

    Если дело оказывается сложным, рассмотрение может быть продлено, но не более, чем на 5 дней. Это объявляется в процессе заседания.

    Если его требования удовлетворены, решение суда входит в силу, и в течение месяца судебный пристав-исполнитель должен сообщить заявителю об этом.

    Как проверить долги по алиментам у судебных приставов можно узнать на нашем сайте.

    О практике банкротства физических лиц в статье. Основные положения закона, процедура и последствия.

    Образец заявления на реструктуризацию долга по кредиту можно взять здесь.

    Госпошлина за подачу административного искового заявления

    Выплата госпошлины обязательна в любом случае. Без квитанции об оплате заявку попросту не примут. Сама пошлина сильно разнится для разных категорий лиц.

    Так:

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Это быстро и бесплатно!

    • физическое лицо оплатит около 300 рублей;
    • юридическое (организация) — от 2000 до 4500 (в зависимости от конкретной темы заявления).

    Как составить самостоятельно исковое административное заявление узнайте из видео.

    Статья написана по материалам сайтов: www.mos-expert.com, juresovet.ru, businessman.ru, advokat07.ru, vesbiz.ru.

    «

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий