Обременение прав на земельный участок, ограничения в использовании земель

1. Обременение прав на земельный участок устанавливается законом или актом уполномоченного на это органа государственной власти, должностного лица или договором путем установления запрета на пользование и/или распоряжение, в том числе путем его отчуждения.

2. Законом, принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, договором, решением суда могут быть установлены следующие ограничения в использовании земель:

а) условие начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;

б) запрет на осуществление отдельных видов деятельности;

в) запрет на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта;

г) условие осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;

г) условие соблюдения природоохранных требований или выполнения определенных работ;

д) условия предоставлять право охоты, вылова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке.

3. Обременения прав на земельные участки (кроме ограничений, прямо установленных законом) подлежат государственной регистрации в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество в порядке, установленном законом.

4. Ограничения в использовании земель (кроме ограничений, установленных непосредственно законом и принятыми соответственно них нормативно-правовыми актами) подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном законом, и действуют с момента государственной регистрации.

Ограничения в использовании земель, непосредственно установленные законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, действующими с момента вступления в силу нормативно-правовыми актами, которыми они были установлены.

5. Сведения об ограничении в использовании земель указываются в проектах землеустройства относительно отвода земельных участков, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка, кадастровых планах земельных участков, другой документации по землеустройству. Сведения о таких ограничениях вносятся в Государственного земельного кадастра

(Статья 111 в редакции Закона № 1878-VI от 11.02.2010, в редакции Закона № 3613-VI от 7.07.2011)

ч. 1. Среди определенных комментируемым нормой оснований установления обременений следует выделить закон. На наш взгляд, в данном случае термин закон» следует понимать буквально — как акт ВРУ, выданный по законодательной процедуре. Такой вывод следует из положений ст. 92 Конституции Украины, которая определяет круг вопросов, которые должны регулироваться исключительно законом (в понимании акта ВРУ).

Что же касается других оснований, то они сформулированы не совсем последовательно, ведь, например, закон также является «актом уполномоченного на это органа государственной власти». Очевидно, подразумевались любые другие нормативные и индивидуальные акты, изданные в пределах полномочий соответствующих органов/должностных лиц.

необходимо отметить, что не любое обременение может быть установлено на основании договора. Некоторые имеют четко закреплены законодательные основания, которые нельзя изменить в договорном порядке, тогда как другие могут быть предметом договоренностей и конкретизации в сделках.

Очевидно, нужно различать запрета на пользование и распоряжение, установленные законодательно, и разнообразные специальные запреты.

Специальные запреты могут устанавливаться при консервации земель (см. ст. 172 ЗКУ и комментарий к ней) и во многих других случаях: см. ст. 73 ЗУ «О нотариате», ст. 9 ЗУ «Об ипотеке», ст. 152 ГПК, ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса Украины и др.

ч. 2. Перечень обременений, указанный в комментируемой статье, является закрытым. Вместе с тем, на сегодня ограничения прав на землю предусматриваются по крайней мере в отношении таких территорий с особым правовым режимом:

o зеленые зоны — существования предусмотрено ПКМ от 16.05.2007 № 733 «Об утверждении Порядка деления лесов на категории и выделения особо защитных лесных участков», ГОСТ 17.5.3.01-78 «Охрана природы. Земли. Состав и размер зеленых зон городов»;

o зоны радиоактивно-загрязненных территорий — правовой режим и порядок установления определены ст.ст. 169,170 ЗКУ, ЗУ «О правовой режим территории, подвергшейся радиоактивной загрязненности вследствие Чернобыльской катастрофы»;

o зоны чрезвычайных экологических ситуаций — понятие, правовой режим и порядок объявления предусмотренные ст. 1 ЗУ «О зоне чрезвычайной экологической ситуации», актами об объявлении отдельных зон чрезвычайных экологических ситуаций: напр., Указ Президента «Об объявлении территорий в границах населенных пунктов Болеславчик, Мичурино, Подгорье, Чаусово-1, Чаусово-2 Первомайского района Николаевской области зоной чрезвычайной экологической ситуации» от 31.08.2000 № 2039, утв. Законом от 05.09.2000 № 1931.

Ограничения, установленные законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, вносятся на основании заявления органов власти, местного самоуправления, а так же при государственной регистрации земельных участков.

Действие других ограничений непосредственно обусловлена фактом их регистрации. И это, в частности, ставит вопрос о моменте прекращения действия тех из них, которые имеют срочный характер. Кажется, что действие срочных обременений прекращается «автоматически» с прекращением срока, на который они были установлены.

ч. 5. Обязательность указания сведений об имеющихся на земельном участке ограничения в отдельных случаях продублирована на подзаконном уровне (п.2.8. Инструкции об установлении (восстановлении) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закрепление межевыми знаками, утв. Приказом Госкомзема от 18.05.2010 № 376).. В любом случае из необходимости внесения в базу Государственного земельного кадастра сведений об имеющихся ограничениях в использовании земель вытекает обязательность фиксации их наличия в соответствующей землеустроительной документации. С другой стороны, правовых последствий для невнесения ограничений Государственного земельного кадастра в большинстве случаев не установлено.

Оглавление

Как снять обременение земельного участка (ограничения) в 2018 году

Присутствие обременения в отношении земли усложняет возможность пользования имуществом. Порой распоряжение объектом в принципе неосуществимо. Как в 2018 году с участка земли снимается ограничение?

Гражданским и земельным законодательством в обусловленных ситуациях предусматриваются для владельцев земельных участков некоторые ограничения в существующем праве.

Часть их обусловлена наложением различных обременений, причины и следствия которых отличны.

Но в большинстве случаев ограничение в отношении недвижимости выражается в запрете на распоряжение объектом. Как в 2018 году снимается обременение с земельного участка?

Общие моменты

Порядок обременения недвижимости существует достаточно давно. Так еще древнеримские юристы описывали «сервитут».

В современном мире разновидностей обременения намного больше. Причем каждая из них характеризуется своими последствиями и основаниями возникновения.

Причинами наложения могут становиться различные обстоятельства:

  • законодательные нормативы, предусматривающие ограничения использования некоторых видов земельных территорий;
  • разные договора, заключенные владельцем земли с иными лицами;
  • решения судебных инстанций.

В любом случае связанное с участком земли обременение подлежит госрегистрации.

Что это такое

Обременение в отношении любого объекта предполагает присутствие ограничений, учрежденных уполномоченными структурами или законом. Что значит обременение земельного участка?

Ограничительные обстоятельства имеют значение при реализации права пользования, обладания и распоряжения имуществом.

Большинство обременений, кроме некоторых отдельных видов, дозволяют отчуждение имущества, а значит и переход права собственности.

Обусловлено это тем, что обременение имеет привязку к строго определенному предмету, а не к конкретному субъекту-собственнику.

Потому новоиспеченный владелец может обрести в собственность обремененное имущество при покупке, наследовании, дарении и т.д.

Какие бывают виды

К основным видам обременений относятся следующие ограничения прав:

Право собственности при обременении сохраняется за владельцем земельного участка.

Но существенный признак всякого вида обременения это ограниченное использование или распоряжение. Для полноценного распоряжения объектом необходимо снять обременение.

Нормативное регулирование

Земельный кодекс РФ дает доскональное определение обременений, которые могут налагаться на участок земли, и дает подробные характеристики ограничений. Особое внимание уделяется правам собственника при всяком отдельном виде обременения.

К основополагающим правовым нормативам относятся:

Непосредственно определение обременения содержится в ФЗ № 122 от 21.07.1997 «О госрегистрации прав …».

Под обременением подразумевается наличие запретов и условий, которые в определенной степени стесняют правообладателя при реализации права собственности на обремененный объект.

Здесь же сказано о необходимости госрегистрации обременения. Важно! ФЗ № 122 утрачивает силу с 1.01.2020 по причине принятия ФЗ № 361 от 3.07.2016.

С 1.01.2017 госрегистрация прав на недвижимость, обременений в том числе, осуществляется на основании порядка, установленного ФЗ № 218 от 13.07.2015.

Кроме того необходимость государственной регистрации обременений обусловлена и иными положениями гражданского и земельного законодательства.

Снятие обременения с земельного участка

Для того чтобы иметь возможность снять обременение с земельного участка нужно прежде устранить причины, по которым возникло ограничение. То есть порядок действий всецело зависит от вида обременения.

Если причиной стало заключение договора между собственником и третьим лицом, то понадобится расторжение договора либо выполнение всех договорных обязательств.

Когда на землю обременение наложено в виде ареста, то снять его удастся только после завершения судебного разбирательства и принятия судом окончательного вердикта, в том числе и касательно дальнейшей судьбы объекта.

Снять арест можно только после исполнения судебного решения, что потребуется опять же подтвердить в суде и получить разрешение на снятие ареста.

Суд определяет и порядок отмены сервитута, руководствуясь предоставленными собственникам доказательствами отсутствия необходимости в ограничении.

Обременение земельного участка сервитутом снимается, когда в использовании участка третьими лицами отпадает надобность.

То есть общий порядок снятия обременения сводится к тому, что ограничение может быть снято только лицом или органом, наложившим запрет.

Следовательно, порядок действий будет таким:

Как проверить наличие

Поскольку не всякое обременение может становиться причиной для запрета перехода права собственности, то порой собственник узнает о наличии ограничений только после приобретения земельного участка.

Какие нужны документы для прописки в квартиру ребенка, читайте здесь.

Покупателю земли не стоит слишком рассчитывать на добросовестность продавца, необходимо самостоятельно проверить наличие обременений.

Получить необходимые сведения можно посредством получения выписки из ЕГРН. Необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ.

При обращении потребуется указать кадастровый номер земельного участка, относительно которого запрашивается информация.

Для получения простой выписки не требуется присутствия собственника. Обратиться вправе любое заинтересованное лицо.

В выписке указывается:

  • информация о правообладателе (Ф.И.О.);
  • кадастровый номер участка;
  • площадь земли;
  • имеющиеся обременения/ограничения.

Можно ли узнать онлайн

Заказать получение стандартной выписки из ЕГРН можно и онлайн. Для этого полается запрос:

  • на официальном сайте Росреестра;
  • через портал Госуслуг (заявитель перенаправляется на сайт Росреестра).

Для получения выписки достаточно указать в онлайн форме заявки кадастровый номер и/или точный адрес земельного участка.

Как правило, необходимый документ формируется в течение нескольких минут, что позволяет оперативно проверить наличие обременения.

Где посмотреть еще наличие обременения земли? Зная кадастровый номер или адрес участка, можно воспользоваться Публичной картой Росреестра.

Здесь нужный объект находится через строку поиска, тогда результатом становится текстовая информация с основными характеристиками указанного участка.

Также можно найти искомый участок на графической карте и при наведении курсора на объект всплывет нужная информация.

Но нужно учитывать, что сведения, полученные онлайн, не имеют юридической силы при оформлении документов. Такая информация может использоваться только в личных целях.

Обязательна ли регистрация

Обременение на земельный участок возникает после его регистрации, то есть после внесения надлежащей записи в базу ЕГРН.

Госрегистрация осуществляется по заявлению собственника либо третьего лица, по чьей инициативе ограничение налагается. В последнем случае собственник в обязательном порядке уведомляется об обращении.

Обременение земельного участка — это правовое ограничение территории

Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации. Отражение в государственном кадастре недвижимости сведений об ограничениях (обременениях) прав на земельные участки.

В соответствии с п.1 ст.4 Закона о регистрации, Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом

Ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).

В соответствии с гражданским и земельным законодательством государственной регистрации подлежат следующие ограничения (обременения) прав на земельные участки:

Перечисленные в ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решениями суда бессрочно или на определенный срок. Такие ограничения могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Ограничения следуют за вещью, а потому при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу ограничения сохраняются.

Специальные ограничения прав на земельные участки

-публичные земельные сервитуты и иные ограничения прав на землю, устанвленные в соответствии с земельным законолательством (ст.23, ст.56 ЗК), в т.ч.

Автодорожный сервитуты в границах полос отвода и придорожных полос автомоб.дороги на срок более 1 года (закон об авто.дорогах№257-ФЗст.25)

Футбольные сервитуты (ст.32 Закона о подготовке ЧМФ-2018 №108-ФЗ)

Сервитуты в Новой Москве для размещения обектов федерального и регионального назначения (гл. 3 о присоединенных к Москве территориях №43-ФЗ)

Решение органов гос. власти И МСУ об изятии зем. участка и расположенной на нем недв-ти для гос. и мун. нужд (п.4 ст.239, п.2 ст 281 ГУ РФ, ч.3 ст. 32 ЖК РФ) Не подлежат регистрации решения об иъятии участков в Москве, права на кот. Не зарег. В ЕГРП (ч.17 ст.9 Закона о присоединенных к Москве территориях №43-ФЗ)

Ограничения права возведения зданий, строений, сооружений и проведения мелиоративных работ в связи с резервированием земель для государственных, муниципальных нужд (ст. 56.1 ЗК, п.9 Положения о резервировании земель для государственных, муниципальных нужд, утв. Помт-ем прав-ва РФ от 22.07.2008 №561)

Особенности регистрации сервитутов:

Частный сервитут — это вещное право лица, в пользу которого он установлен — облдателя сервитута (сервитуария), и одновременно — это ограничение прав собственника и обремение земельного участка. Частный сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прв (п.3 ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут не является вещным правом, поскольку не имеет правообладателя — сервитуария — это только ограничение (обремение) прав собственника недвижимости, подлежащее в этом качестве гос. регистрации наряду с прочими граничениями прав на землю.

В силу двойственной природы частного сервитута запись о сервитуте вносится:

в случае обращения собственника земльного участка, обременненного сервитутом — запись о сервитуте как об огнаничении вносится только в подраздел III-3 ЕГРП.

В случае обращения сервитуария одновременно вносятся 2 записи — о вещном рпаве (в подраздел II-1 ЕГРП и об ограничении в подраздел III-3 ЕГРП.

ФЗ- 221 от 24.07.2007 г.

Статья 7. Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

п.9. сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости;

. Сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К ним относятся сведения:

о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав;

об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.

Эта группа сведений вносится в государственный кадастр недвижимости из системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный вид государственной регистрации осуществляется в соответствии со ст. 131 ГК РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, приказами Минюста России от 24 декабря 2001 г. N 343, от 1 июля 2002 г. N 184 и другими нормативными правовыми актами.

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.

Каждый раздел состоит из трех подразделов.

В подразделе I — краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь, назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.

В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимости, а также о праве собственности и об иных вещных правах (пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление и сервитут) на каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, данные удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись.

В подраздел III — записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и др.), дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указываются содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок. Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств.

Каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации.

Сведения из ЕГРП могут вноситься в государственный кадастр двумя способами: через предоставление самим заявителем содержащих данные сведения документов при осуществлении кадастрового учета либо поступать от органов государственной регистрации прав (сейчас это органы Федеральной регистрационной службы).

Заявитель для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости представляет в орган кадастрового учета копию документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости), либо копию документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости).

Сведения об объектах недвижимого имущества из системы ведения ЕГРП должны передаваться органам кадастрового учета в порядке и сроки, определенные органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В отношении объектов недвижимости, данные о которых не будут содержаться в ЕГРП к моменту начала осуществления кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом, будут вноситься в кадастр недвижимости в следующем порядке.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня государственной регистрации права на объект недвижимости и сделок с ним должен будет представить в орган кадастрового учета документ, содержащий сведения:

1) о зарегистрированном праве на такой объект недвижимости и об обладателях или обладателе этого права в объеме соответствующих сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если зарегистрировано право на такой объект недвижимости);

2) о зарегистрированном ограничении (обременении) вещного права на такой объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), в объеме соответствующих сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если зарегистрировано ограничение (обременение) вещного права на такой объект недвижимости).

Ограничения в использовании земельного участка

Содержание:

Законодательством РФ устанавливаются основания, по которым земельные участки, находящиеся в собственности частной или юридических лиц, могут использоваться с некоторыми ограничениями. Ограничение прав на землю могут касаться как непосредственных владельцев территорий, так и лиц, которые осуществляют пользование наделом.

Виды ограничений прав на земельные участки:

  • На территории, которые попадают под особый режим использования или находятся в границах санитарно-защитных зон.
  • Земельные участки, попадающие под действие закона о охране окружающей среды, культурных объектов.
  • Одним из видов ограничений является обязательность согласования с государственными и муниципальными органами начала и завершения строительства на участке, который находится в пользовании.

В числе оснований на ограничение прав на использование территорий могут быть другие оснований, установленные действующим законодательством.

Ограничение прав на землю не является безусловным. Как юридическое действие, запрет должен быть оформлен соответствующими актами органов государственной власти, самоуправления местных администраций или решением судебной инстанций, вынесенных по инициативе таких органов. Основной целью ограничения является сохранение качества земель, достижение рационального и эффективного их использования. Ущемление прав собственников должно быть таким, чтобы в конечном счете не был нанесен значительный ущерб рассматриваемым территориям. Вместе с тем, ограничение прав на землю должно оставлять возможность на продолжение эксплуатации земельных участков в соответствии с их прямым предназначением.

Государственное резервирование земельных участков как основание для уменьшения полномочий собственника

Права собственников территорий, их пользователей или арендаторов на строительство объектов, выращивание сельскохозяйственных культур и другие действия могут ущемляться регламентами и нормативами организаций градостроительного комплекса. Иными словами, понятие государственное резервирование расценивается как возможность государственных и муниципальных органов на законных основаниях предложить владельцам освободить занимаемые площади земельных наделов и не препятствовать государству исполнять свои непосредственные обязанности по расширению границ поселений или занятию таких участков важными стратегическими объектами.

В базе нормативных документов, описывающих правила пользования и осуществления хозяйственного оборота земельного фонда, указываются допустимые запреты на использование участков. Вместе с тем, для соблюдения публичных интересов государственные и муниципальные органы праве ввести своими постановлениями конкретные ограничения, касающиеся деятельности землепользователей. Стоит учитывать, что за владельцами территорий всегда остается право в установленные законом сроки оспорить такие постановления. На практике бывает так, что регистрация земельных участков (обременение или ограничение прав) устанавливается если не по постановлению, то по решению суда.

Специальные ограничения на земельные участки

В эту категорию оснований, по которым собственник или землепользователь может быть ограничен в своих правах или действиях, входят запреты, которые связаны с местоположением таких участков. В данном случае имеет место понятие «сервитут», например, на установление ранних сроков резервирования территорий под нужды государственных органов. Опять же, на регистрацию таких ограничений в кадастре понадобится решение суда.

Общие ограничения на земельные участки

К числу стандартных запретов стоит относить обстоятельства, при которых землепользователь с ведома собственника должен соблюдать установленные ранее для земельных участков требования по охране окружающей среды, сохранению санитарной зоны и других аналогичных условий, которые устанавливаются целевыми нормативными актами.

Возмещение ущерба, вызванного ограниченным использованием земельных участков

Не вызывает сомнений то, что большинство прецедентов с государственными органами по вопросам передела земельной собственности связано с их коммерческим использованием. Разработка и освоение территорий долгий и сложный процесс, требующий затрат времени и трудовых ресурсов. В конце концов, практически каждый землепользователь рано или поздно привязывается к земельному участку.

В конечном счете, собственника мало интересуют основания, по которым, как ему кажется, у него хотят забрать землю. Сделать это все равно придется, причем нелишним будет воспользоваться своим законным правом подсчитать и предъявить муниципальным органам свои убытки и размер упущенной выгоды. Статьей 57 Земельного кодекса предусматривается возмещение убытков в полном объеме. Ответственность за выплату компенсаций несут соответствующие бюджеты, в ведении которых находятся административные органы, которые вынесли постановление.

Понятие пожизненного наследуемого владения

Как вид землевладения утратил свою силу после введения в действие Земельного кодекса. Лицам, зарегистрировавшим такое право ранее, разрешается продолжить пользоваться своими полномочиями, — например, сдавать участок в аренду, продавать или дарить.

Постоянное пользование территориями без срока

Большая часть земельных участков, принадлежащих гражданам, эксплуатируется именно на этой форме вещного права. Опять же, Земельный кодекс, заранее ограничивает права владения землей всеми, кроме государства, поэтому в настоящее время оформление собственности в таком виде не допускается. Разрешается приобретение в собственность не бесплатной основе в случае, если они фактически осуществляется землепользование на основании постоянного бессрочного владения или наследуемого владения.

Сервитуты в настоящее время используются как дополнения к действующей законодательству. Они вводятся в действие с целью обеспечить сохранение интересов общественности и государства.

Земля, несомненно, является природным ресурсом. С каждым днем количество построек увеличивается, уменьшая фонд земель до минимума. Вмешательство государства в порядок присвоения и владения земельных участков физическими и юридическими лицами является вполне обоснованным хотя бы по причине того, что ресурс является не восполняемым. Второй, не менее важной причиной является вовлечение площадей в правовое облако, где они будут находиться под неуемным надзором властей, использоваться строго по целевому назначению.

В настоящее время вопрос с переделом территорий внутри государства остается острым, несмотря на то, что обращение к нормам целевого права имело место еще в советское время, когда право собственности на земельный участок ограничивалось по общим и специальным основаниям.

В основе законодательных норм современных актов лежит четкое определение пределов запрета использования от ограниченного владения земельными участками. Использование такого понятия как предел лишь ограничивает права доступа к своей собственности, но не лишает ее полностью. Ввод в действие целевого назначения для определенного участка, находящегося в постоянном пользовании, никоим образом не уменьшает размера площади или объем полномочий владельца. Ограничение прав на землю, введенное в установленном порядке, указывает на пределы возможностей использования территории.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком остается за теми, кто успел оформить такую форму собственности. В настоящее время такие сделки не регистрируются.

Виды земельного пользования по категориям запретов

В законе о регистрации прав объектов недвижимого имущества доступ к владению земельными участками даже с минимальными ограничениями причисляется к обременению. Правовая категория вступает в действие по причине того, что границы правомочий собственника отражаются в едином государственном реестре и становятся доступной информацией при совершении любых сделок с такой недвижимостью. Ограниченное, пусть и постоянное использование площадей в данном случае подразумевает установленные законодательными актами или постановлениями иных государственных или муниципальных органов, стесняющие владельца в своих действиях по отношению к земле.

Определение ограниченного вид доступа с обременением подходит для таких сделок с недвижимостью как аренда, ипотека или сохранение сервитута при переходе прав.

  • По содержанию ограниченного права. Классификация возможности постоянного пользования земельными площадями подразумевает создание минимальных условий юридического распоряжения (совершение сделок) и порядок ограниченной эксплуатации территорий. В настоящее время законодательно упразднено право бессрочного пользования земельными площадями. При этом ограничение правомочий владельца значительно снижает интерес к оформлению права собственности. При наложении запретов на пользование земельными участками государственные органы обязаны следовать установленному порядку, в частности накладывать ограничения только на определенный срок.
  • Запрет на отчуждение третьим лицам. Ограничение прав на землю в этом случае подразумевает обременение в связи с расположением территории, находящейся в собственности на праве безвозмездного пользования, вблизи объектов специального назначения или природоохранных зон. Границы таких площадей определяются основным объектом и зависят от вида ограниченного доступа к использованию земельного участка.

Вновь создаваемые специализированные зон часто вызваны необходимостью создания эпидемиологической защиты. Например, объектом может быть вредное химическое производство, вокруг которого должна быть специальная территория, в отношении которой приняты особые меры защиты от негативного воздействия на природу и людей.

Какие существуют особенности по ограничениям эксплуатации земельного фонда

ЗК РФ устанавливает обременения, вернее, их классификацию по видам ограничений. В зависимости от конкретной ситуации, к каждому вновь приобретаемому земельному участку или уже имеющемуся во владении на праве постоянного бессрочного пользования, могут применяться те или иные ограничения:

  • Наложить обременения или ограничения (в законе делается уточнение именно по ним, как двум различным видам юридических запретов) на земельный участок могут не только сами владельцы (собственники), но и те, кто пользуются площадями, например, по договору аренды или на праве безвозмездного срочного пользования;
  • Параллельно с проведением государственной регистрацией права собственности на вновь образуемый надел, государственный реестр пополняется сведениями о том, что такая площадь является ограниченно оборотоспособной;
  • Обременение, как и ограничение действуют в отношении территорий только в рамках действующего законодательства. В связи с этим не могут устанавливаться максимальные или минимальные запреты;
  • Если участок земли меняется свой юридический титул, это, в свою очередь, не означает, что площадь земли попадает под измененный регламент ограничений;
  • Информация о любых запретах в отношении земельных участков должна находиться в свободном доступе для участников сделок с недвижимым имуществом (продажа, аренда), то есть все ограничения должны быть зарегистрированы в государственных органах, ответственных за ведение кадастрового учета.

Ограничение прав на землю – сервитут

Одним из видов ограничения доступа к чужим территориям для посторонних лиц является сервитут. Пользование по такому виду ограничения может быть организовано в следующем порядке:

  • Оформляется запрет на проезд или перемещение через земельный участок;
  • На вновь образуемом участке запрещается прокладка инженерных сетей;
  • На всей площади чужих участков запрещается использовать средства мелиорации.

Частный сервитут подразумевает введение запрета на доступ по договору или по решению суда. Ограничение (вырубка леса, ловля рыбы) будет носить публичный характер в том случае, если оно установлено соответствующим постановлением государственных и муниципальных органов.

Один из видов обременения, касающийся права собственности или долгосрочной аренды. Не допускается приобретение в аренду земельных участков, которые находятся во владении государственных органов. Исключением в данном случае будут являться площади, специально выделенные для целей строительства. При приобретении в ипотеку участка должен соблюдаться минимальный размер нормативной площади территории.

Долгосрочная аренда

Выдача участка в срочное пользование другим лицам на праве пользования по договору (аренды) должна проходит обязательную государственную регистрацию. Наличие таких отношений не мешает владельцу совершать сделки или менять свои участки на территории другого размера площади. Даже если эксплуататор на праве безвозмездного пользования узнает, что у земли новый собственник, это не влечет завершение договора аренды.

Концессия или доверительное управление как вид ограничения используются менее редко. Тем не менее, такой вид передачи земельных участков в пользование третьим лицам подразумевает прямое извлечение прибыли. Размер платы за пользование ресурсом определяется соответствующим договором.

Арест земель, находящихся в безвозмездном бессрочном пользовании

Процедура, которую инициируют представители власти. На практике используется довольно часто. Причины для таких действий со стороны властей, могут быть разные. Это может быть наличие непогашенной задолженности или нарушение правового режима земель. В этом случае оформляется запрет на доступ и совершение сделок с земельным участком. Арест как форма ограничения является абсолютной. Приобрести в собственность такие земли и зарегистрировать свое право владения никто не даст.

Информация о наличии обременений (ограничений)
Перед тем, как совершить сделку с землей, необходимо убедиться в отсутствии ограничений в отношении порядка ее использования. Получить такую информацию несложно – достаточно оформить и отправить соответствующий запрос в органы, ответственные за ведение кадастрового учета. Как показывает практика, такая выписка может пригодиться не один раз.

Что такое обременение на земельный участок?

Обременения и ограничения использования земельного участка существенно ограничивают полномочия собственника или легального владельца надела. Любые виды обременений участков должны быть зарегистрированы в службе Росреестра, поскольку земля относиться к объектам недвижимого имущества. В этой статье можно узнать, какие виды обременений предусматриваются действующим законодательством, и каким образом можно их снять.

Что это такое

Земельные наделы могут передаваться гражданам и юрлицам в собственность, а также во временное или бессрочное пользование. В каждом из этих случаев у владельцев возникает законное право использование земли по целевому назначению (например, земли сельхозназначения могут использоваться только для выращивания продукции сельского хозяйства или иных аналогичных целей). Ограничение прав собственников или владельцев допускаются только в случаях, предусмотренных законом, либо исходя из условий договоров.

Законодательные акты допускают следующие формы обременений на землю:

  • запреты и ограничения, установленные в нормативных актах и направленные ограничения отдельных направлений использования участков (например, запрет возводить промышленные и производственные объекты на землях, выделенных для личного подсобного хозяйства);
  • ограничения, связанные с возникновением публичного или частного сервитута, т.е. возможность третьих лиц пользоваться чужим земельным наделом;
  • запреты и ограничения, связанные с возникновением судебных претензий – арест для обеспечения иска или для обеспечения исполнительных действий;
  • ограничения на владение и распоряжение землей, возникающие с согласия правообладателя (например, ипотека при покупке земли в кредит);
  • временные ограничения, связанные с заключением арендного договора (при переходе права собственности на землю арендные отношения сохраняются на весь срок действия соглашения).

Таким образом, различные виды ограничений могут возникать напрямую в силу закона, по условиям договоров и соглашений, а также на основании судебных актов.

Исходя из анализа норм ЗК РФ и ГК РФ, можно выделить следующие виды обременений, которые могут устанавливаться на земельные наделы:

  • публичные и частные сервитуты;
  • ипотечное обременение;
  • арендный договор, срок действия которого превышает один год;
  • арест, наложенный по судебному акту или постановлению должностного лица ФССП;
  • доверительное управление;
  • концессия.

В ряде случаев запрет или обременение могут возникать исходя из специального статуса объекта недвижимости, расположенного на участке. Например, объект исторического наследия автоматически накладывает ограничения на соответствующую территорию земли.

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: 8 (800) 333-45-16 доб. 149

Как узнать

Зачем необходимо знать информацию об установленных ограничениях и обременениях на землю? Дело в том, что любое зарегистрированное обременение существенно ограничивает право собственника или владельца на свободное распоряжение наделом, а в ряде случаев и исключительное право пользования. Вот на что может влиять установленное обременение:

  • собственник лишается возможности продать земельный участок или сдать его во временное пользование иным лицам (если на участок зарегистрирована ипотека, продажа земли возможно только с согласия залогодержателя);
  • по условиям сервитута собственник или арендатор земли вынуждены продавать участок с сохранением правового режима указанного обременения (сервитут сохранит силу вплоть до истечения срока действия);
  • на протяжении действия обременения правообладатель может полностью или частично лишаться возможности использовать участок по прямому назначению (например, при передаче земли в аренду собственник не вправе использовать участок, так как это право передано арендатору на возмездной основе).

Любое обременение вступит в силу только с момента регистрации в службе Росреестра. Эта процедура может являться частью гражданской сделки (например, если залог устанавливается при оформлении договора купли-продажи), либо при самостоятельном обращении (например, при заключении соглашения о частном сервитуте). В процессе регистрационных действий данные об обременениях вносятся в госреестр ЕГРН, информация из которого, доступна для всех заинтересованных лиц.

Получить сведения из госреестра ЕГРН о наличии зарегистрированных обременениях может любой гражданин или юридическое лицо. Для этого нужно направить запрос одним из следующих способов:

  • непосредственно в территориальное учреждение Росреестра;
  • через систему Многофункциональных центров;
  • в электронной форме через официальный портал госуслуг.

При обращении указанным способом заинтересованное лицо должно указать в запросе кадастровый номер участка или адрес его месторасположения. Аналогичным образом, при обращении через портал госуслуг кадастровый номер или адрес участка нужно указать в поисковой форме (также можно выбрать интересующий надел через графическую карту страны).

Информация о зарегистрированных обременениях доступна любому заинтересованному субъекту, что является дополнительным способом проверки юридической чистоты сделки. Даже если обременение не препятствует распоряжению землей, оно существенно повлияет на рыночную стоимость земельного объекта (например, продажа объекта с зарегистрированным сервитутом значительно снизит привлекательность участка в глазах покупателей).

На запрос в службу Росреестра или Многофункциональный центр заявитель получит на руки выписку ЕГРН. Этот документ будет содержать перечень основной информации по выбранному участку, в том числе форму и вид обременения. Поскольку база данных ЕГРН обновляется в режиме реального времени, для минимизации рисков при совершении сделок, выписку необходимо брать непосредственно при оформлении договора.

Как снять обременение

До тех пор, пока за участком зафиксировано обременение, возможность распоряжения землей будет существенно ограничена. По этой причине каждый владелец надела заинтересован в снятии обременения и аннулировании записи в госреестре ЕГРН о его регистрации. Исходя из правового режима различных видов обременений, их снятие может происходить следующим образом:

  1. в результате отмены законодательного или распорядительного акта, которыми ограничение было введено (например, установленная постановлением властей охранная категория земли может быть изменена аннулированием указанного акта);
  2. расторжением соглашения о частном сервитуте или ином виде ограничений на землю;
  3. истечением срока, на который было зарегистрировано обременение (например, если закончился срок сервитута или арендного договора);
  4. полным исполнением обязательства, для обеспечения которого регистрировалось обременение (например, полный расчет по ипотечному кредитному договору);
  5. вынесение судебного акта, которым аннулируется обременение.

Наиболее простым и очевидным вариантом снятия обременения является истечение срока его действия или заключение соглашения. В частности, при наличии на участке частного сервитута, его стороны вправе в любой момент расторгнуть соглашения или обратиться за отменой судебного акта. Никаких специальных оснований для этого закон не требует, сторонам достаточно выразить свободное волеизъявление.

Принудительная отмена сервитута и аннулирование соответствующего обременения возможна в следующих случаях:

  • несоблюдение условий установленного сервитута – нарушение порядка и сроков перечисления платы собственнику, препятствия для свободного пользования остальной частью надела и т.д.;
  • нарушение законодательных норм при введении сервитута при вынесении распорядительных властных актов;
  • устранение оснований для сохранения сервитута (например, перенос линейных сооружений за пределы участка).

Чтобы снять и аннулировать сервитут в перечисленных случаях правообладатель должен обратиться в судебные учреждения. Аннулирование записи в госреестре ЕГРН будет происходить на основании представленного судебного акта.

Если собственник земли полностью рассчитался по ипотеке, для снятия обременения ему необходимо представить в службу Росреестра платежное поручение и выписку из банка о погашении долга. В этом случае аннулирование записи в ЕГРН будет осуществляться на основании одностороннего обращения правообладателя участка.

Если обременение было установлено на основании судебного акта или постановления должностного лица ФССП, снять его можно следующими способами:

  1. если арест наложен в качестве обеспечительной меры на период рассмотрения иска, после положительного завершения процесса он будет снят автоматически;
  2. чтобы отменить арест можно предложить суду или судебным приставам иной объект, равнозначный по стоимости (например, квартиру);
  3. снять арест можно при нарушении процессуальных правил при его наложении (например, если постановление пристава было вынесено в отношении чужого земельного участка или при наличии долевой собственности нескольких граждан).

Отмена судебного постановления или акта пристава должна быть подтверждена в сведения госреестра ЕГРН. Для этого правообладатель обращается с соответствующим заявлением в службу Росреестра и указывает на причины снятия обременения. С момента внесения данных в госреестра ЕГРН у собственника вновь возникает полноценное право распоряжения своим наделом.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, jurist-protect.ru, zinref.ru, zemadvo-femida.ru, law03.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector