Приватизация жилых помещений: что за чем?

Автор: Вячеслав КОРОЛЕВИЧ, юрист 12 Август 2013 .

В соответствии с п. 1 ст. 134 действующего сегодня Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) приватизация жилых помещений — это приобретение гражданами в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законода­тельством.

Если описывать процесс приватизации гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда как алгоритм действий с точки зрения права, то в первую очередь этот процесс необходимо рассматривать как административную процедуру. Административная процедура приватизации призвана придать форму данному процессу и определить условия и сроки его протекания. Порядок осуществления приватизации как административной процедуры определен п. 1.1.9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее — Перечень).

По существу приватизация регламентируется специальными нормативными правовыми актами. Однако, как известно, в настоящее время происходят значительные изменения законодательства, регулирующего сферу жилищных отношений. Эти изменения не обошли стороной и приватизацию. Так, 1 марта 2013 г. в связи с принятием и вступлением в силу нового ЖК утратил силу Закон Республики Беларусь от 16.04.1992 № 1593-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь», а 29 мая 2013 г. согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2013 № 356 утратило силу Положение о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2001 № 1399.

Названные нормативные правовые акты на протяжении долгого времени регулировали процесс приватизации гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда, поэтому правовое регулирование процесса приватизации, существующее на сегодняшний день, представляется недостаточным и носит общий характер. Одновременно следует признать, что фактически процесс приватизации с некоторой ревизией нормативной базы не изменился. В то же время утратившие силу нормативные правовые акты фактически продолжают применяться, поскольку равноценная им замена пока не состоялась.

Таким образом, формально процесс приватизации регулируется двенадцатью статьями ЖК — с 134 по 145.

Объективное право на приватизацию жилых помещений реализуется в рамках обязательственного правоотношения между государством и гражданином, содержанием которого являются ниже перечисленные нами взаимосвязанные права и обязанности сторон.

Право пользования дает право на приватизацию

С возникновением постоянного права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда у конкретного лица в силу п. 1 ст. 136 ЖК возникает и субъективное право на приватизацию конкретного жилого помещения, а в некоторых случаях — право на приватизацию на льготных условиях. Перечень лиц имеющих право на приватизацию на льготных условиях, закреплен в ст. 140 ЖК.

Гражданам, имеющим право на приватизацию на льготных условиях, при расчете стоимости жилого помещения безвозмездно передаются в собственность площадь в пределах 20 кв.м общей площади жилого помещения, а также по 20 «квадратов» общей площади жилого помещения на каждого проживающего вместе с ними нетрудоспособного неработающего члена семьи с учетом полностью начисленной им жилищной квоты, суммы квот.

При этом под нетрудоспособными неработающими членами семьи понимаются неработающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, и не занимающиеся предпринимательской деятельностью: родители, супруг (супруга), достигшие возраста 60 лет (мужчины), 55 лет (женщины) либо не достигшие этого возраста, но являющиеся инвалидами I или II группы; несовершеннолетние дети или совершеннолетние дети, являющиеся инвалидами с детства I или II группы. Если площадь приватизируемого жилого помещения превышает сумму площади из расчета по 20 кв.м на гражданина и на каждого проживающего вместе с ними нетрудоспособного неработающего члена семьи, то стоимость «нельготируемой» площади приватизируемого жилого помещения рассчитывается и оплачивается в общем порядке.

Реализуется право на приватизацию путем подачи в установленном порядке заявления в местный исполнительный и распорядительный орган либо в орган управления юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится жилое помещение (далее — орган по приватизации). Это и является началом административной процедуры и первым шагом гражданина на данном пути.

В соответствии с п. 1.1.9 Перечня к заявлению на приватизацию гражданином прилагаются следующие документы:

  • паспорта или иные документы, удостоверяющие личность нанимателя и совершеннолетних членов его семьи, а также иных граждан, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право пользования жилым помещением;
  • свидетельства о рождении несовершеннолетних детей — для лиц, имеющих несовершеннолетних детей;
  • документ, подтверждающий право на льготы, — для лиц, имеющих право на льготы;
  • именные приватизационные чеки «Жилье» с выпиской из специального (чекового) счета — в случае их наличия.

Копия лицевого счета нанимателя, справка (выкопировка из плана) о технических характеристиках приватизируемой квартиры и другие документы, необходимые для принятия решения по заявлению, запрашиваются и получаются органом управления юридического лица в порядке, установленном в ст. 22 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур».

Решение — в месячный срок

При поступлении заявления гражданина на приватизацию квартиры у государства в лице органа по приватизации возникает обязанность принять решение о приватизации. Указанный орган не вправе отказать гражданину в принятии такого решения, если иное не установлено законом. Это определил Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в ч. 1 п. 1 своего постановления от 17.12.1998 № 9 «О применении судами Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» (далее — постановление № 9). Другое дело, что решение может быть разным, не обязательно в пользу заявителя. Но отказ в приватизации занимаемых жилых помещений может быть обжалован в судебном порядке (п. 5 ст. 136 ЖК, п. 26 Положения, ч. 2 п. 1 постановления № 9).

Срок на принятие решения — один месяц. В течение месяца орган по приватизации должен, правильно применив законодательство, принять решение, действующее в течение года и являющиеся основанием для заключения договора купли-продажи, предметом которого является жилое помещение государственного жилищного фонда.

Оплата — право, а не обязанность

После принятия положительного решения о приватизации гражданин приобретает право на оплату стоимости квартиры или на внесение первоначального взноса в случае приватизации в рассрочку.

Выкуп приватизируемых жилых помещений может осуществляться в рассрочку: первоначальный взнос вносится в размере не менее 10% остаточной подлежавшей оплате стоимости этих жилых помещений, а остальная часть — в сроки, установленные договором.

В силу п. 62.6 п. 6 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63 (далее — Инструкция), стоимость приватизируемой квартиры подлежит оплате до заключения договора приватизации. Поэтому для нотариального удостоверения договора (для обозрения и соответствующей отметки в договоре) наряду с другими документами необходимо представить квитанцию об оплате стоимости квартиры (полной стоимости либо первоначального взноса при приватизации в рассрочку).

Кстати, не многие знают, что между моментом принятия решения органом по приватизации и моментом заключения нотариального удостоверения договора, может пройти от одного дня до одного года (срок действия решения). Это следует иметь в виду, поскольку деньги имеют свойство обесцениваться. Однако если между указанными моментами произойдут изменения в составе семьи, проживающей в приватизируемом жилом помещении, и он (состав семьи) перестанет соответствовать указанному в решении органа по приватизации, то потребуется осуществить административную процедуру заново, что повлечет новый расчет стоимости объекта приватизации, то есть его удорожание. Но при неизменном составе семьи 10% рассчитанной в начале стоимости объекта приватизации можно внести и по истечении, например, 11 месяцев, тем самым и отсрочив выплаты остальной стоимости.

Обратим внимание и на то, что на данной стадии речь идет пока только именно о праве, а не об обязанности гражданина. Несмотря на принятие решения о приватизации, гражданин не обязан оплачивать стоимость квартиры (ее часть) и обращаться в нотариальную контору за удостоверением договора. Государство не вправе понудить его к совершению этих действий. Последствием невнесения платы является лишь то, что по истечении срока действия решения о приватизации — одного года (графа 5 п. 1.1.9 Перечня) — оно, это решение, утрачивает силу. Для заключения договора приватизации и приобретения права собственности на квартиру в таком случае гражданину необходимо повторно обращаться за принятием решения (нового) о приватизации.

Внес деньги — получи договор

С момента оплаты полной стоимости квартиры или внесения первоначального взноса у государства возникает обязанность заключить с гражданином договор приватизации. Договор приватизации жилого помещения с присущими ему особенностями является договором купли-продажи недвижимого имущества, (параграф 7 гл. 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее — ГК), который заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ч. 1 ст. 521 ГК).

Согласно п. 4 ст. 136 ЖК договоры купли-продажи приватизируемых жилых помещений подлежат нотариальному удостоверению.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 529 ГК договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Регистрация договора приватизации жилого помещения предусмотрена также в п. 22.2.18 Перечня.

Таким образом, договор приватизации жилого помещения заключается посредством составления одного документа, подписываемого сторонами, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации и считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Возникновение права собственности

С момента заключения договора у государства возникает обязанность передать квартиру в собственность гражданина, а у гражданина в случае приватизации в рассрочку — обязанность внести оставшуюся сумму (не оплаченную чеками «Жилье» и первоначальным взносом) в счет стоимости квартиры. При этом, полагаем, указанная обязанность гражданина возникает один раз, а посредством внесения ежемесячных платежей осуществляется лишь ее исполнение.

На практике, как правило, в качестве передаточного акта (документа о передаче) принимается договор приватизации, а документы на государственную регистрацию договора приватизации и государственную регистрацию права собственности на его основании подаются одновременно.

Следует отметить, что возникшее в результате приватизации право собственности на жилое помещение ограничено владением и пользованием. А вот возможность распоряжаться жилым помещением обусловлена полной выплатой стоимости объекта приватизации.

Ограничения

Также важно, что не все жилые помещения государственного жилищного фонда могут быть приватизированы. В ст. 135 ЖК перечислены жилые помещения, не подлежащие приватизации, к таковым отнесены:

  • жилые помещения социального пользования;
  • служебные жилые помещения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  • жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях;
  • жилые помещения специального служебного жилищного фонда;
  • специальные жилые помещения;
  • жилые помещения коммерческого использования;
  • жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные по срочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда обязанным лицам;
  • жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях с радиоактивным загрязнением. Граждане, проживающие в зоне с правом на отселение, при наличии оснований и желания переселиться на место жительства в другие населенные пункты не имеют права на приватизацию занимаемых ими жилых помещений;
  • жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае переустройства и (или) перепланировки квартир при проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту жилого дома — на период с момента начала производства работ и до их окончания;
  • жилые помещения, занимаемые военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих;
  • жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определенных Министерством обороны Республики Беларусь;
  • жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств;
  • жилые помещения в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

Приватизация жилья в Беларуси. Вопросы и ответы специалиста

Как известно, 30 июня истекает срок, предусмотренный действующим законодательством для приватизации жилья. Не опоздали ли те, кто на сегодняшний день не успели подать заявление, какие моменты могут стать барьерами на пути определения квартир и домов в собственность — об этом и многом другом мы беседуем с начальником отдела приватизации и обмена жилплощади КУП «ЖРЭУ г. Бреста» Еленой ГОПШЕЙ.

— Начало приобретению в частную собственность государственных квартир было положено в 1989 году. Елена Николаевна, какая часть жилфонда на сегодняшний день сменила хозяина?

— Более 60 процентов жилых помещений были выкуплены еще до 1999 года, когда приватизация основной массы жилых помещений производилась в ценах 1991 года. С 1 июля 1999 года условия изменились, и приватизация начала производиться в ценах, действующих на дату регистрации заявления о приватизации. То есть при оценке квартир на предмет приватизации начали применять коэффициент, учитывавший увеличение цен в строительстве на дату регистрации заявления о приватизации по отношению к базисным ценам 1991 г. Данный порядок оценки сохраняется и сегодня.

За весь период приватизации наблюдались и спады активности граждан, равно как и всплески, которые были обусловлены принятием правительством новых нормативных актов, изменяющих условия приватизации. К всплескам можно отнести уже упомянутые 1998 ─ 1999 годы, 2005 год, когда после подписания Декрета Президента от 7 июня № 6, предусматривающего перерегистрацию чеков «Жилье» до 1 января 2007 г. и введение запрета на использование чеков, приобретенных у сторонних лиц.

Для приватизации с 1 января 2006 г. могли быть использованы только начисленные по трудовому стажу сугубо участникам приватизации перерегистрированные чеки «Жилье», унаследованные ими чеки или подаренные по нотариально удостоверенному договору близкими родственниками, круг которых определялся упомянутым Декретом. Торопясь, что называется, вскочить в последний вагон, люди активно скупали чеки и старались вложить их в приватизацию жилья.

Но если до 1 июля брестчане захотят приватизировать все оставшиеся три тысячи квартир, пусть даже две тысячи, обработать документы в установленный срок и специалистам отдела, и Брестского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру будет крайне сложно. Поэтому мы призываем всех граждан поторопиться с принятием решения о необходимости приватизации занимаемых квартир. Мы, конечно, приложим все усилия, чтобы зарегистрировать все заявления до обозначенного в Указе № 563 срока, как это было и в 1999 году.

— Видимо, неприватизированными остаются прежде всего те квартиры, по оформлению которых есть определенные проблемы?

— Совершенно верно. В каких-то квартирах произведена перепланировка, которая до сих пор не узаконена, — в этом случае БТИ не выдаст справку о технических характеристиках жилого помещения. А если после перепланировки изменилась площадь, это влечет за собой и переоформление договора найма. Бывает и так, что изменился состав семьи, в квартире зарегистрированы новые люди в качестве членов семьи, а в договор найма они не включены. Все эти вопросы приходится решать по ходу, что занимает дополнительное время, тормозит весь процесс.

Еще одно препятствие – отсутствие членов семьи либо граждан, зарегистрированных на жилплощади и имеющих равные права с нанимателем, для подписания заявления на приватизацию. Процедура 1.1.9 в Указе №200 предусматривает, что в случае отсутствия гражданина, который должен подписать заявление, можно представить нотариально заверенное его согласие. Но дело в том, что в ряде случаев люди находятся за границей без документов и оформить такой документ не могут.

Случается, что граждане, проживающие в квартире и имеющие равные права владения и пользования ею, не могут прийти к единому мнению о необходимости, либо о порядке ее приватизации.

В некоторых квартирах зарегистрированы граждане, которые по религиозным соображениям не получили паспорта. Согласно действующему законодательству, документами, удостоверяющими личность в Республике Беларусь, являются: паспорт гражданина РБ, вид на жительство иностранного гражданина либо удостоверение беженца. Как быть с теми, кто обращается к нам без таких документов, на сегодняшний день ни мы не знаем, ни нотариусы. По Бресту примерно 15 таких случаев.

Очень тяжелый вопрос, когда в квартире зарегистрированы граждане, которые по своему состоянию здоровья являются недееспособными, но этот факт и опекунство над ними не оформлены в установленном порядке. Мы недееспособность проверить не в праве – это компетенция нотариуса. Приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда не обладающий дееспособностью в полной мере больной человек приходил подписывать уже готовые документы у нотариуса, и нотариусы отказывали в удостоверении сделки. Принятое решение о приватизации утрачивало силу. Людям ничего не оставалось, как устанавливать факт недееспособности, оформлять опеку и начинать вновь подготовку документов, и уже по новой – с учетом удорожания стройматериалов — стоимости жилья. На консультации все эти моменты разъясняются гражданам.

— Но все-таки именно по поводу изменения конструкции жилья чаще всего отзываются заявления о приватизации?

— Таких бывает не менее трех каждый месяц. Перепланировка – это проблема из проблем. Даже если человек говорит, что он не менял ничего в квартире, специалист БТИ, который производит обмеры, обнаружит любые вмешательства. Конечно, определенные изменения можно оформить в соответствующей службе исполкома официально, однако не всегда то, что человек перестроил в своем жилище, может быть узаконено. Начинается хождение по инстанциям, которое заканчивается предписанием о приведении жилплощади в исходное состояние. К примеру, сегодня законодательство не позволяет объединять лоджии с комнатой, как это было разрешено до 2013 года.

— Елена Николаевна, давайте напомним нашим читателям, которые еще не расстались с желанием приватизировать жилье, саму процедуру оформления.

— Для оформления заявления о приватизации наниматель, члены его семьи, а также иные лица, которые имеют равное с нанимателем право пользования жилыми помещениями, обращаются в жилищно-эксплуатационную службу по месту жительства. При себе они должны иметь паспорта, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, если имеются льготы, документ, подтверждающий право на них, договор найма и основание его заключения: ордер или решение исполкома об открытии лицевого счета на то лицо, на чье имя заключен договор найма.

Бланк выдается работником ЖЭСа. Он предусматривает оформление заявления таким образом, что при заполнении граждане сразу могут решить, кто из них будет участвовать в приватизации, а кто нет. Приватизация может быть оформлена на одно лицо с участием в ней нескольких лиц либо сразу в долях на нескольких лиц. При оформлении приватизации на одно лицо граждане, участвующие в приватизации, имеют право на выделение своей доли, соответствующей вложенным денежным средствам или чекам «Жилье». Лица, не участвующие в приватизации квартиры, сохраняют право пользования и владения ею, пока там зарегистрированы.

И еще такой нюанс – если один из супругов участвует в приватизации, в обязательном порядке должен участвовать и второй, так как жилое помещение, приватизированное совместно проживающими супругами, согласно Жилищному кодексу, является их общей совместной собственностью, если в приватизацию вкладываются совместно нажитые деньги.

Остальные члены семьи определяются сами – будут они участвовать в приватизации или нет. Каждый из участников вправе требовать закрепления за ним соответствующей доли, которые определяются, исходя из достигнутого между участниками соглашения о распределении суммы оплаты за приватизируемую квартиру, и указываются в решении исполкома. Эти доли в праве собственности на квартиру указываются и в договоре, который удостоверяет нотариус. На основании договора в БТИ регистрируется право каждого на свою долю.

Согласно Указу №200, решение о приватизации принимается в течение месяца от даты регистрации заявления. После принятия решения в течение пяти дней гражданину направляется письменный ответ, в котором указаны номер и дата принятия решения, индивидуальный номер плательщика по ЕРИП каждого из участников приватизации. В ответе содержится также информация о годичном, со дня принятия решения, сроке его действия. Если за это время человек не обращается в нотариальную контору за оформлением договора, решение утрачивает силу.

Что касается оплаты, на дату заключения договора о приватизации гражданин должен внести не менее 10 процентов стоимости квартиры. Они уплачиваются каждым из участников от суммы его доли. Остальная часть – равными долями в течение не более 40 лет ежемесячно.. Некоторые люди, особенно пожилые, стараются погасить долги досрочно. Говорят, зачем их на наследников вешать.

Распорядиться квартирой можно только после полной оплаты. То есть раньше ни продать, ни поменять, ни подарить жилище нельзя. А вот по наследству оно переходит. Вместе с долгами.

— 25 января Президент страны подписал Указ №25, в котором уточняется процедура приватизации государственного жилищного фонда. Документ касается ситуации, когда люди не согласны с оценочной стоимостью квартиры или дома.

— Данный Указ применяется в случаях, когда определяемая государственными специалистами продажная стоимость жилья оказывается выше рыночной. Если человек с оценкой не согласен, он теперь вправе обратиться в любую организацию, которая имеет лицензию на проведение оценочных работ, с заявлением об определении рыночной стоимости жилого помещения за его счет. В течение пяти дней ему необходимо представить в исполком копию соответствующего договора. Приватизация в этом случае будет производиться по меньшей оценочной стоимости. Кроме того, если по рыночной, определенной независимыми экспертами, то на сумму оплаты услуг проводившей обследование организации оценочная стоимость уменьшается. То есть бюджет соответствующие затраты человеку компенсирует. Все эти действия необходимо произвести до заключения договора купли-продажи и в пределах действия срока решения исполкома. Если такое заявление поступило в конце срока действия решения (но не позднее 10 дней до окончания), этот срок продлевается на месяц.

Хочу сказать, что для Бреста данные вопросы вряд ли актуальны. Есть в городе дорогие квартиры, но оцениваются они не выше рыночной стоимости. Конечно, люди говорят, что дорого, сокрушаются, вспоминая те времена, когда жилье можно было приватизировать практически бесплатно. Однако о своем несогласии с оценкой нам не заявляли.

Приватизация в Беларуси

В Беларуси на 2013 год осталось порядка 14% неприватизированного жилья. Еще в 2012 г . жилья в госфонде было в 2 раза больше. Резкая интенсификация процесса приватизации произошла во второй половине 2013 года, после вступления в силу изменений нового Жилищного Кодекса. Своеобразным стимулом в этом случае стал пункт 3 ст. 29 Жилищного кодекса РБ, предусматривающий для проживающих в неприватизированных квартирах необходимость внесения арендной платы, помимо платы за ЖКХ. То есть, если до июля 2016 года, а именно такой срок отведен гражданам РБ на приватизацию, жилье из госфонда не будет оформлено в частную собственность, оно перейдет в арендный фонд. И за проживание в такой квартире, помимо оплаты услуг ЖКХ, придется платить еще и арендную плату.

Планируется, что квартиры из арендного фонда будут распределяться среди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом плата за снимаемое жилье будет примерно на 50% ниже рыночной. Власти обещают, что платежи будут фиксированными, хотя облисполкомам и горисполкомам разрешается использовать понижающие и повышающие коэффициенты.

Приватизация квартир в Беларуси условно-бесплатная. Граждане Беларуси имеют право на получение денежной жилищной квоты, представляющей собой ценовой эквивалент квадратных метров. Жилищная квота рассчитывается, исходя из соотношения остаточной стоимости жилых объектов для приватизации (по ценам на 31.12.1991 г.) к численности граждан Республики. При расчете жилищной квоты учитывается также трудовой стаж гражданина. Квота подтверждается приватизационными чеками «Жилье» именного формата, которые население может использовать для приватизации. Если сумма чеков равна стоимости приватизируемого помещения (по цене на 31.12.1991 г.) — жилье можно приватизировать бесплатно. При недостаточной по чекам сумме, часть жилого помещения подлежит выкупу на возмездной основе. Стоимость выкупаемых за деньги метров рассчитывается на основе цен на жилье на момент подачи заявления на приватизацию. Если у гражданина Республики нет приватизационных чеков, вся площадь квартиры приватизируется полностью на возмездной основе.

10% от суммы потребуется внести сразу, а оставшиеся 90% можно выплачивать в течение 40 лет в рассрочку. Приватизация квартир в Беларуси для таких категорий граждан как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 14-ти лет, проводится на специальных льготных условиях.

Приватизировать квартиру в Беларуси могут как граждане Республики, так и иностранные лица или лица без гражданства, проживающие в стране на постоянной основе.

Порядок приватизации жилья

Для приобретения в собственность занимаемого жилого помещения наниматель этого жилого помещения, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право пользования этим жилым помещением, подают заявление в местный исполнительный и распорядительный орган либо в орган управления юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится жилое помещение. Заявление подписывается всеми вышеуказанными гражданами, как участвующими, так и не участвующими в приватизации. Решение по заявлению должно быть принято не позднее чем в двухмесячный срок с даты подачи заявления.

Жилое помещение (доля в таком помещении), приватизированное совместно проживающими супругами, является их общей совместной собственностью, если оба супруга участвуют в приватизации этого помещения (в том числе денежными средствами, принадлежащими им на праве общей совместной собственности). Другие члены семьи, участвующие в приватизации жилого помещения, имеют право собственности на соответствующую их участию долю в приватизированном жилом помещении. Указанные доли собственности могут быть отражены по требованию участников приватизации в техническом паспорте квартиры.

Участие в приватизации жилого помещения лиц, не обладающих гражданской дееспособностью в полном объеме, осуществляется с учетом установленных законодательством особенностей приобретения ими гражданских прав и создания гражданских обязанностей.

Члены семьи, проживающие в приватизированном жилом помещении, но не принявшие участия в приватизации, сохраняют право пользования этим помещением. Права и обязанности этих граждан определяются жилищным и иным законодательством, действующим в отношении частного жилищного фонда.

Жилые помещения в домах (квартирах), являющихся историко-культурными ценностями, приватизируются при условии подписания гражданами — участниками приватизации охранного обязательства, выданного соответствующим органом государственного управления Республики Беларусь.

Передача в собственность граждан жилых помещений в домах колхозов либо других производственных или потребительских кооперативов производится по решению высшего органа управления колхоза либо кооператива.

Приватизация жилья осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определяемом местными Советами депутатов, а также органами управления юридических лиц, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения.

Приватизация жилищного фонда осуществляется на возмездной, безвозмездной либо смешанной основе.

Безвозмездная приватизация жилых помещений осуществляется путем наделения жилищной квотой в денежной форме граждан Республики Беларусь.

Денежная жилищная квота — это стоимостный эквивалент жилья, передаваемого гражданам Республики Беларусь безвозмездно, который определяется отношением остаточной стоимости объектов приватизации в ценах на 31 декабря 1991 года в целом по Республике к численности граждан Республики Беларусь, с учетом трудового стажа.

Граждане Республики Беларусь имеют право на одноразовое получение жилищной квоты.

Право граждан Республики Беларусь на денежную жилищную квоту удостоверяется именными приватизационными чеками «Жилье». Жилье предоставляется безвозмездно, если величина жилищной квоты (суммы квот) равна стоимости занимаемого гражданином жилья, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года.

Если величина жилищной квоты (суммы квот) превышает стоимость занимаемого гражданином жилья, определяемую в ценах на 31 декабря 1991 года, жилое помещение передается безвозмездно, а остаток величины жилищной квоты может использоваться в соответствии со статьей 16 настоящего Закона.

Часть жилого помещения, которая не оплачена за счет жилищной квоты (суммы квот), подлежит выкупу в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилья. При этом жилищная квота (сумма квот членов семьи, жилищные квоты, подаренные по нотариально удостоверенному договору супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуками, полученные по наследству либо по решению суда) засчитывается в счет погашения стоимости жилого помещения, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года.

Индекс роста стоимости строительства жилья для оценки стоимости жилых помещений в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилья, ежемесячно рассчитывается в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передаются жилые помещения отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Указанные граждане имеют право на одноразовое использование льгот. Жилые помещения, приватизируемые на льготных условиях (с зачетом жилищной квоты, суммы квот), передаются участникам приватизации в равных долях.

Та часть жилых помещений, которая превышает размер общей площади, передаваемой безвозмездно, приватизируется на общих основаниях. При этом доля участия в приватизации денежными средствами определяется по соглашению между участниками приватизации.

Граждане, имеющие право на приватизацию жилых помещений на льготных условиях и имевшие, но не реализовавшие право на начисление жилищной квоты до 1 июля 1999 года, имеют право на одноразовое использование льготы.

Стоимость объектов приватизации определяется с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации занимаемых помещений, комиссиями местных исполнительных и распорядительных органов, а также органами управления юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находятся жилые помещения, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь, находящиеся на попечении государства, передают свою жилищную квоту местному исполнительному и распорядительному органу, на территории которого находится попечительское учреждение. По окончании пребывания в попечительском учреждении жилищная квота возвращается гражданину.

Приватизация жилых помещений, в которых проживают без совершеннолетних членов семьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до четырнадцати лет, производится на имя детей по заявлению опекуна с предварительного согласия органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

Жилые помещения, в которых проживают без совершеннолетних членов семьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, приватизируются на имя детей по их заявлению с согласия попечителя и органов опеки и попечительства.

Договор от имени детей заключается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При определении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунскую (приемную) семью, детский дом, в том числе семейного типа, школу-интернат, другие учебно-воспитательные учреждения на государственное обеспечение орган опеки и попечительства обязан в течение шести месяцев рассмотреть вопрос о возможности приватизации на имя детей занимаемого исключительно ими жилого помещения, в случае необходимости принять меры по оформлению приватизации и распоряжению приватизированным жилым помещением в интересах детей

Жилищная квота (именные приватизационные чеки «Жилье») используется для приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. При невозможности использования жилищной квоты частично или полностью по вышеназванному назначению она используется для:

— уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство;

— финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, при приобретении жилья путем его покупки, также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.

Жилищные квоты (именные приватизационные чеки «Жилье») не подлежат отчуждению, за исключением дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям, усыновленным, родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, предприятия, организации могут выкупать приватизированное жилье у граждан с их согласия по договорным ценам.

Гражданин, приватизировавший жилое помещение, вправе распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, завещать, сдавать по договору найма, заключать иные сделки, не противоречащие законодательству.

За гражданами Республики Беларусь, выезжающими за пределы республики, сохраняется право собственности на принадлежащие им жилые помещения. Условия эксплуатации и ремонта таких жилых помещений, находящихся в не полностью приватизированном жилом доме, определяются договором с собственником жилого дома или уполномоченным им лицом.

Выкуп субъектами приватизации жилых помещений может осуществляться в рассрочку в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Гражданин вправе отчуждать приобретенное в рассрочку жилое помещение после полного погашения задолженности.

Жилые помещения, приобретенные гражданами в собственность в установленном порядке, исключаются из государственного жилищного фонда и включаются в состав частного жилищного фонда.

Собственникам жилых помещений выдаются технические паспорта установленного образца и домовые книги. Отказ в приватизации занимаемых жилых помещений может быть обжалован в судебном порядке. Средства, поступающие от приватизации жилых помещений, принадлежащих местным исполнительным и распорядительным органам или находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц, зачисляются в соответствующие местные бюджеты и используются на жилищное строительство.

Собственник приватизированного жилого помещения вправе самостоятельно определить целесообразность и вид страхования.

Приватизация квартиры продлена до 2018 года в белоруссии

Согласно последним новостям правительства, бесплатная приватизация жилья (квартиры) до 1 марта 2018 года – это не слухи, а реальность. Несколько лет назад власти говорят о том, что на приватизацию жилья они оставляют человеку только один год, однако по его окончанию они опять продлевают время, и 2018 год не будет являться исключением.

Причины продления законопроекта

Эксперты выделяют несколько причин продления законопроекта о приватизации жилья, а именно:

  • сегодня огромное количество людей живет в аварийных и ветхих домах, ожидая планового переселения, естественно, после переезда им придется его заниматься документальным оформлением собственности, поэтому власти решили повременить с отменой данного закона;
  • ​ более того, при отмене приватизации, вероятнее всего, пострадает та часть граждан, которая считается нуждающейся, потому что государственное жилье данной категории населения вручаться не будет;
  • ​ отдельно нужно сказать о том, продленная приватизация жилья после 1 марта 2018 года позволит оформить объекты недвижимости в собственность для заключенных, которые попросту могут не успеть заняться данным вопрос до окончания срока действия закона.

Сегодня число неприватизированных объектов недвижимости составляет около 30% от всего жилья, и продление законопроекта позволит дать всем участникам программы равные возможности и права.

Кто может приватизировать жилье?

Оформить объект недвижимости в собственность может человек, которому исполнилось больше 14 лет (только в том случае, если в квартире проживает несколько человек, дать согласие на проведение данной процедуры должен каждый из них). Несовершеннолетние жильцы могут получить в собственность свою часть недвижимости, поэтому игнорировать их права нельзя. Данная процедура также может быть оформлена тем человеком, который проживает в квартире на условиях социального найма. Бесплатная процедура может быть реализована человеком только единожды.

В чем состоит разница между платной и бесплатной приватизацией?

Бесплатная приватизация квартиры после 1 марта 2018 года представляет собой передачу недвижимости в собственность без денежной компенсации бывшему собственнику. Государственные органы не имеют право дать отказ в ее проведении, ведь информация об этом представлена в законе, главное – просто собрать необходимый пакет документов и предоставить его в соответствующие органы.

Платная разновидность проведения данной процедуры подразумевает процесс выкупа у человека жилых помещений, находящихся у него в собственности, при этом цена устанавливается муниципальным законодательством, а рассчитывается она на основании кадастровой стоимости.

В завершение нужно сказать о том, что, возможно, бесплатная приватизация жилья в 2018 году будет последней, а всем, кто не успеет заняться данным вопросом до указанного срока, придется впоследствии за нее платить. Бесплатная процедура получения жилья в приватную собственность, согласно мнению экспертов, приводит к тому, что их помещений жилого фонда выбывает большое количество объектов, которые нужны для помощи наиболее незащищенным слоям населения.

Законы РФ 2018

Институт приватизации существует с 1999 года. С этого момента на какой только срок не продлялась процедура: до 2007, до 2010, до 2013, наконец, до 2017 года. До текущего времени приватизировало жилье только 30% от потенциальных владельцев. В феврале настоящего года законодателем внесены изменения в ФЗ от 2004 № 191, на основании чего датой окончания приватизации является 1 марта 2018 года. После этой даты приобрести бесплатно квартиру от государства не удастся. Разберем детально все условия и порядок участия в приватизации.

Порядок и условия бесплатной приватизации

Разберем для начала, кто может приобрести квартиры по программе? Это граждане, проживающие в муниципальном или государственном жилье. Основанием пользования такими видами жилья служит договор найма. Запрещено приватизировать:

  • жилые помещения в общежитиях;
  • дома, подлежащие сносу, т.е. находящиеся в аварийном состоянии;
  • служебное жилье;
  • квартиры в военных городках закрытого типа.

Важным условием является предоставление возможности получить бесплатно жилье только один раз в жизни. Исключения составляют лишь дети. Они участвуют в программе до совершеннолетия автоматически с родителями, а по достижении 18-ти лет приобретают право участвовать вновь.

Соблюдение условий дает гражданину возможность бесплатно стать владельцем квартиры, принадлежащей государству или муниципалитету.

С чего начать и куда обращаться? Предлагаем следующий алгоритм действий:

  • Обговариваем вопрос приватизации со всеми членами семьи. При отказе одного из них приватизировать жилье не получится. Отметим, что процедура распространяется на всех жильцов, зарегистрированных в квартире, в том числе находящихся в армии или местах лишения свободы. Отказ от участия в программе не лишает человека права пользоваться этой квартирой, выселить его по причине отказа в приватизации невозможно.
  • Собираем пакет документов по списку, приведенному ниже.
  • Обращаемся с заявлением в муниципалитет или органы местного самоуправления для оформления соглашения о приватизации. На рассмотрение документов дается 2 месяца.
  • После получения договора приватизации оплачиваем пошлину. Размер – 2 000 рублей.
  • Направляем документы в Регпалату.
  • В течение семи дней получаем выписку из ЕГРП на квартиру.

Ранее Регпалатой выдавались свидетельства на недвижимость, подтверждающие право собственности, в настоящее время производятся выписки. Вся информация по зарегистрированным правам хранится в электронной базе данных.

Список документов, подаваемых для приватизации жилья

Перечень документов следующий:

  • заявление;
  • паспорта членов семьи, проживающих в квартире (на детей прилагаются свидетельства о рождении);
  • свидетельство о браке (или разводе);
  • договор найма;
  • ордер на вселение;
  • технический и кадастровый паспорта на жилье;
  • справка о не приватизации ранее квартиры;
  • справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
  • квитанция об уплате пошлины.

Заявление об участии в приватизации, равно как отказ от него обязательно удостоверяются нотариусом. При ряде обстоятельств сотрудники муниципалитета в целях решения вопроса могут затребовать дополнительные документы.

Плюсы и минусы приобретения квартир в собственность посредством приватизации

Возможность приватизировать квартиру дается раз в жизни. Если Вы не успели еще это сделать, то до марта 2018 года есть все шансы стать полноправным владельцем жилья.

Статья написана по материалам сайтов: statut.by, www.zarya.by, www.privatiz.ru, vuzlit.ru, kleotur.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector